Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Как мы травили Ольгу Бляхер
tanja_tank
Эта история произошла с читательницей аж 35 лет назад, когда она училась в хорошей школе одного из российских городов-миллионников. На первый взгляд, в истории нет какой-то жести, да и жертва смогла за себя постоять, да так, что обидчикам досталось на орехи.

Тем не менее, спустя десятилетия читательница продолжает осмыслять эту историю. Вот с каких позиций.

Как становятся объектом травли:
1. Неординарный человек
2. Представитель дискриминируемой группы (или потенциально дискриминируемой - то есть, он заведомо уязвим).
3. Объект манипуляций своих родителей/ других близких людей

Как становятся зачинщиком травли:
1. Потенциальный объект травли или испытавший травлю в прошлом.
2. Объект манипуляций своих родителей/ других близких людей

Как становятся участниками травли:
1. Случайно затянутые участники, которые не понимают, что происходит.
2. Потенциальные объекты травли, стремящиеся избежать этой участи.

Как бороться с травлей:
1 Не молчать.
2 Сопротивляться.

Новенькая

"В то время наша школа еще не была элитной, в ней царила вполне здоровая атмосфера. На уроки съезжались дети со всего города, потому что «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» там обещали воспитать. Наш класс был своего рода сборной солянкой, никто из нас не учился в этой школе с самого начала, нас сформировали в пятом, и потом постоянно кто-то уходил и приходил, новички вписывались органично, конфликтов в классе почти не было.

Не помню, когда точно появилась Оля Бляхер (фамилия и имя изменены). И не могу сказать, что именно стало главным поводом для насмешек над ней, то ли ее еврейская фамилия, которая очень гибко коверкалась в устах наших остроумцев-хулиганов, а возможно и ее внешность: широкие бедра, большие карие глаза, крупный нос с горбинкой или же несколько экзальтированные манеры поведения и сильно преувеличенные реакции.

Оля, разумеется, не была единственной еврейкой в нашем классе, но все прочие держались нейтрально, а вот Оля вела себя довольно неординарно. Когда происходил какой-то небольшой спор, она часто закатывала глаза и говорила: «Нет, я чужая на этой земле». Мы улыбались.

У моего дедушки был лучший друг еврей, помню, близкая подруга моей мамы рассказывала мне, как не могла поступить в медицинский из-за «дела врачей», среди моих подружек в школе и во дворе было много евреек. Но никто из них не проделывал ничего подобного.

Вскоре мне стало известно, что аналогичным образом вели себя на работе Олины родители, и думаю, что они сильно настраивали ее в этом духе. Я рассказала дома об одном конфликте с ней (она не хотела убирать во время дежурства, а я пыталась призвать ее к порядку), и оказалось, что с ее родителями работал мой папа, он сказал мне: «Прошу тебя, не связывайся с ней».

В учебе она звезд с неба не хватала, но писала хорошие стихи (она читала их вслух в классе, а мне еще дополнительно давала свои тетрадки - почитать и «покритиковать»). Она часто была в центре внимания, и она была не такой, как все. И дразнили ее всегда, в основном хулиганы, их одергивали учителя, они переставали, потом дразнили опять. Я не помню, чтобы она сильно дружила с кем-то из девочек, но и не помню, чтобы она сидела одна в уголке. Вокруг нее всегда что-то происходило. Пытаюсь представить ее и вижу в движении, типа пытается ударить учебником ускользавшего от нее обидчика или что-то в этом роде.

Юра Ботаник телеграфирует из Тель-Авива

В девятом классе мне исполнилось пятнадцать лет. Я помню, что часто мы вели себя очень инфантильно, бегали по школе, хохотали как ненормальные, кидались с ребятами сухофруктами из компота. Наверное, не все наши шутки были добрыми, некоторые из нас могли «заводить» других, провоцировать не совсем правильное поведение, возможно у некоторых дома муссировался еврейский вопрос, но среди нас он никогда не возникал и никогда не обсуждался.

К девятому классу у нас сложилась компания из шести девушек, мы довольно часто проводили время вместе, отмечали праздники, оставались друг у друга ночевать, однажды вызывали духов (но так смеялись, что духи не явились), пели песни под гитару, шутили, иногда выбирались куда-то с мальчишками, но редко (с ними не всех пускали родители), а нам было весело и без ребят, и без алкоголя. В ходу были и розыгрыши. На первое апреля обязательно, а иногда и на первое мая.

Примерно в это время Олю посетила первая любовь, ее предметом стал наш бывший одноклассник, Юра, скажем, Юра Ботаник, который к тому времени учился в параллельном классе (у нас началась специализация, и нас опять переформировали). Юра Ботаник был скромный, неприметный юноша, прилежно учился и не принимал никакого участия в Олином увлечении. Мне кажется, Оля любила его куртуазно, как трубадур, и поэтому вскоре о ее чувстве знали абсолютно все.

В то время у нас еще была профподготовка, мы ходили на, так называемый, комбинат, и там некоторые из нас обучались телеграфному делу. Здесь и произошло, как мне кажется, первое вбрасывание антисемитизма.

Кто-то из «телеграфистов» (кажется, что это был один парень с гомосексуальным будущим), напечатал и склеил телеграмму якобы из Тель-Авива от Юры Ботаника, что, мол, он благополучно добрался до места, и теперь ждет любимую к себе. Помню возбужденную беготню с телеграммой и хохот наших «телеграфистов». В этом эпизоде участвовала и одна девушка из нашей компании (6 человек), назовем, ее Инна Любимова, которая, как мне кажется, испытывала определенную неприязнь к Бляхер. И еще одна, Яна Полтинник, кажется, тоже любила посмеяться над Бляхер больше других, но Полтинник шла на медаль и вела себя очень сдержанно и осторожно. Как реагировала Ольга, не помню.

Еще мне запомнилась одна стычка в физкультурной раздевалке, где моя подружка Ира Кошкина неожиданно «выразилась» матом. Там всегда было очень тесно и неприятно, один класс еще переодевался после урока, второй уже переодевался перед уроком, все спешили, шумели, толкались, мешали друг другу. Хорошо помню, как Бляхер выступила вперед и, упершись руками в бедра, гневно произнесла: «Кошкина, как тебе не стыдно! Ведь ты девушка, будущая женщина, будущая мать и ты произносишь такие слова!!!» Кошкина в ответ на это построила еще несколько этажей… Мать из нее, кстати, получилась нежная и заботливая, но будущей женщиной мы дразнили ее очень долго.

Телефонный розыгрыш

Ну и последний, в общем-то, эпизод, произошел первого мая, мы со своей компанией отмечали праздник в квартире с несколькими телефонными аппаратами, и это техническое излишество натолкнуло нас на мысль кому-нибудь позвонить-побаловаться. Совместно мы придумали «очень смешную шутку», Инна Любимова вызвалась озвучить ее, и мы набрали номер Ольги.

(Здесь я вижу эпизод травли, безусловно, и со своим участием - нас много, она одна, она нас не трогает, а мы высмеиваем ее чувства, почему-то звоним именно ей, делаем это без повода, а так от скуки и развлечения ради. Бляхер часто раздражала меня, но я никогда не чувствовала неприязни к ней, скорее даже расположение, потому что тоже писала стихи и т.п. Почему в этот момент мне кажется все просто смешным, и я не способна подумать о чувствах другого человека?).

- Здравствуйте, низким голосом произнесла Любимова, это четвертый роддом?
- Да, - спокойно ответила Бляхер на другом конце провода.
- Скажите, а Оля Ботаник кого родила?

Яна Полтинник слушала разговор по второму телефону, хорошо помню, как с ее лица сползала улыбка. Бляхер не только сразу узнала Любимову по голосу, но и погрозила ей серьезными разборками, райкомами, горкомами и прочими комами комсомола.

Нас вызывают на ковер

И уже на следующей неделе нас по одной вызывали к директору, причем мне кажется, что вызывали только девушек из нашей компании, «телеграфисты» и «хулиганы-остроумцы» не удостоились внимания руководства школы.

По результатам интервью с директором было организовано комсомольское собрание. Подозреваю, что Бляхер с родителями планировали исключить нас из комсомола, но дело приняло неожиданный оборот. Мы переругивались довольно долго, но безрезультатно, когда слово взяла наша классная руководительница, которая сказала: «Оля, но ведь евреи уезжают в Израиль, поэтому и шутки такие у Ваших товарищей». (Здесь было второе вбрасывание антисемитизма, я не помню формулировок, но она сказала что-то еще довольно обидное, возложив коллективную вину не только на Бляхер, но и на остальных наших многочисленных «потенциальных эмигрантов»). Никто ей не возразил. Парировать Бляхер не смогла, усталые мы разошлись по домам.

На этом все кончилось. Родители перевели ее в параллельный класс, мы здоровались с ней, но не разговаривали. Там ее вроде не обижали. Лет через пять на улице меня окликнула по фамилии незнакомая взрослая женщина, не сразу я узнала в ней Бляхер, мы немного поболтали ни о чем.

Еще через несколько лет в компании друзей мы разговаривали об антисемитизме, и мне сказал один парень из нашей школы, а помнишь Бляхер, ведь вы травили ее, потому что она еврейка. Я пыталась объяснить, что ее травили не потому, что она была еврейкой, а, скорее, потому что была не такой, как все, экзальтированной, слишком резкой, слишком откровенной, совсем без чувства юмора, обращалась к нам только по фамилии, любила читать нотации, плюс ее, безусловно, дома накручивали родители.

Я часто вспоминаю эту историю, задаваясь вопросом, кто был охотник, кто добыча. И не знаю ответа.

весело и х.й с ним)

Мне кажется, у всех в детстве были такие эпизоды. Мы все были с той или другой стороны. Дети - жестокие люди. Чтобы там понимали в евреях! Просто цеплялись за любую "необычность" и вперед. Ума не было.

Хотя мне кажется, слово "травля" слишком громкое для этой истории.

да. просто конфликт
на фоне остальных конфликтов, какие были у нас в школе или о которых пишут, и проч
это даже в какой-то степени милое полудружеское подтрунивание

Если бы травля меня, моих одноклассников ограничивалась бы звонком по телефону и несколькими обзывалками, я была счастлива.)
То что тут описывается, это не травля, не совсем это. Девочку в классе недолюбливали, но дети много кого недолюбливают, иногда даже с подругами случаются конфликты. Девочка-национальное меньшинство, поэтому любые обзывалки и неприятные эпизоды будут носить смысл "травили еврейку".

Если бы травля меня, моих одноклассников ограничивалась бы звонком по телефону и несколькими обзывалками, я была счастлива.)

Люто, бешено плюсую.

Вот так читаешь со стороны - и кажется, что это вообще не особо-то и травля. У нас в классе травили с гораздо большим размахом и рукоприкладством.

Да, вроде относительно безобидные проделки. Только почему тогда героиня анализирует это спустя 35 лет?

В 10-11 нас переформировали по успеваемости. И был у нас в классе один товарищ, который в основном меня травил. Через год после школы узнал, что его все ненавидели оказывается и что он конченная гнида. Причем узнал от людей, которые хоть и вяло, но принимали участие.
Когда я спросил "а что ж вы ему потакали?", в ответ было баранье молчанье. В этой ситуации отвращение стали вызывать больше соучастники, да и вообще все, кто молчит когда происходит беспредел.

В моем детстве бывало травили как раз таких гнид

Вряд ли Ольге Бляхер понравились все эти звонки и телеграммы, но или это была очень гуманная травля, или автор не все видела и не все рассказала.
В меня швыряли мусор, моей спортивной формой мыли пол, ни одна душа в классе со мной не разговаривала, меня подставляли перед учителями, звонков мне поступало куда больше, чем как-то раз один-единственный. Бить собирались, но не решились.
В мою подругу, тоже жертву в своем классе, как-то раз метнули нож.
Не молчать - хорошо, конечно, а если тебя при этом никто не слушает? Я не молчала, но преподаватели говорили, что я сама виновата, а родителям было насрать.

Вы можете рассказать про ваши попытки обратить внимание учителей и родителей на травлю?

В рассказе не все детали "гуманной травли" описаны.
"Вокруг нее всегда что-то происходило. Пытаюсь представить ее и вижу в движении, типа пытается ударить учебником ускользавшего от нее обидчика или что-то в этом роде."

То есть Олю Бляхер именно что травили, постоянно. А не несколько невинных эпизодов со звонками и телеграммой.

Еще автор продолжает, видимо подсознательно, перекладывать вину за травлю на "Олю Бляжер":
"мы конечно были неправы что травили, но ведь она сама была слишком необычной и вела себя слишком необычно, и это ее родители виноваты что ее подбивали."

Edited at 2017-01-27 04:14 pm (UTC)

"В рассказе не все детали "гуманной травли" описаны.
"Вокруг нее всегда что-то происходило. Пытаюсь представить ее и вижу в движении, типа пытается ударить учебником ускользавшего от нее обидчика или что-то в этом роде."
То есть Олю Бляхер именно что травили, постоянно. А не несколько невинных эпизодов со звонками и телеграммой".

Да, важный акцент... Я, когда читала, сочла, что это дань Олиной "истероидности". Такие люди всегда привлекают к себе внимание, и не всегда доброжелательное. Но истероид, хоть и "вкусен",но часто дает отпор обидчикам.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Конечно, может, на самом деле все было серьезнее, но описанное на травлю никак не тянет. Конфликты бывают, однажды у нас весь класс объявил бойкот одной из самых популярных девочек, было общее собрание, разборки на комитете комсомола, но все быстро рассосалось. А вот настоящая травля была, когда одного мальчика в 5-6 классе по-настоящему преследовали два года, чуть не довели до самоубийства. В этом участвовала почти половина класса, а остальные просто молчали, на его защиту не встал никто. По правде, он был очень противным, как по характеру, так и внешне - грязный, вонючий, вечно с текущими соплями. Но что интересно, когда его перевели в параллельный класс, там он себя как-то по-другому поставил, и с ним хоть и не дружили особо, но никто и не обижал.

>там он себя как-то по-другому поставил, и с ним хоть и не дружили особо, но никто и не обижал.

не "он себя поставил", а люди были вменяемые, сдается мне.

>По правде, он был очень противным, как по характеру, так и внешне - грязный, вонючий, вечно с текущими соплями.

его два года доводили до суицида. каким он должен был быть-то?

Антисемитизм и ксенофобия

Раз такая тема, предлагаю обсудить такие формы хейтерства, как антисемитизм и т.д. Вокруг меня с детства были люди разных национальностей, и у меня и мысли не было о своем превосходстве над ними. Скажу даже, для меня было шоком покаянное письмо подруги по пионерлагерю, которая признавалась, что они травили девочек-переселенок из Анадыря.

Re: Антисемитизм и ксенофобия

А для меня наоборот люди иных национальностей были экзотикой из книжки. Слово "еврей" я впервые услышала, будучи старшеклассницей, в каком-то анекдоте. И не поняла, что оно значит.

Вот маркер: "Ведь ты девушка, будущая женщина, будущая мать и ты произносишь такие слова!!!". Эта Оля Бляхер - на голову ушибленная.

Оля Бляхер специфическая, как и мальчик с соплями из комментариев. Но это ж не повод их травить.

Разумеется, я не осуждаю героиню. Сама в юности не была ангелом. Это только после 30-ти настоящее понимание приходит, что с людьми надо "мягшее".

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
О травле.
Наверное её травили из неосознанной зависти.
Она была именно такой какой хотели быть участники.

Но я и об обратной стороне медали.
Я наблюдала несколько таких ситуаций.
Если бы не травили , а больше прислушивались, то узнали бы для себя много полезного.
Это как утрата антидота при заражении.
Умышленная утрата того, что могло всем спасти жизни.
Вот такая обратная сторона медали.

<Наверное её травили из неосознанной зависти.
Она была именно такой какой хотели быть участники.>

Это спекуляция. Факт здесь только один - наличие травли. А все рассуждения о "причинах" в данном случае, простите, это литература. Не наука.
И - очень велик соблазн объяснять подобные случаи именно якобы наличествовавшей завистью. Это очень лестно, не правда ли? Сразу возвышает и объект травли (который, оказывается, превосходит всех обидчиков), и всех воздержавшихся (ну, они же не завидуют - стало быть, тоже "выше этого").
Типичная когнитивная ошибка, по-моему.

< Я наблюдала несколько таких ситуаций.
Если бы не травили , а больше прислушивались, то узнали бы для себя много полезного.>

Что именно узнали бы?
Я была объектом травли. Что такого полезного для себя могли узнать остальные, прислушиваясь (если бы я вообще смогла объяснить, почему меня приводят в бешенство лёгкие тычки в спину, например, или как я воспринимаю обзвания, удары и провокации)? Что существуют люди с отличными от "нейротипичных" восприятиями и поведением? А зачем им это? Проблемы индейцев, как известно, шерифа не волнуют.

Видимо,быстро прочитала и пропустила!о семестр то,спустя 35 лет?если об антисемитизме-не было его там.как проверить?если бы она была казашка,украинка,полька со смешной фамилией и внешностью,или русская-и вела себя,как вела-было бы то же самое! А если это был охотник,кто добыча? Ну,может быть родители собирали файл на отъезд,что их травят.или оправдывались перед отьездом.или были скандальными,раз отец предупредил не связываться.вот в чем правда,так это в том,что всех иных пытаются травить,иногда иной,потому что новенький.иногда-потому что внешность страшная-необычная-красивая.мной причин,но пытаются!поэтому то бэтмен любят новые коллективы иногда-ведь сразу можно попасть в категорию иных.взрослым легче-он- не будут звонить Оле или общаться с ней вне рабочих моментов,как не будут бегать разбрасывать сухофрукты.а в подростковом возрасте,увы,можно обидеть незаслуженно и легко...у нас в школе не дружили,что было жестоко,с некрасивой девочкой. И издевались нежестко над экзальтированной хвастунишкой,"не веря" ее хвастовству. А так в стаи травли не обьединялись.но подчеркнуть-в подростковом возрасте легко по глупости травить человека.

А не Бляхер вас там всех травила?

Вот кстати да

У нас в классе тоже был подобный случай когда пришёл новичок. Был он очень красив внешне, молчалив, замкнут и стеснителен. Не знаю кто все это начал, но все твердили что от него пахнет мочой (я ничего подобного за ним не замечала). В травле не участвовала но и на защиту не вставала, ведь раз все твердят то, наверное, правда. Сама вышла из неблагополучной семьи и привыкла считать чёрное за белое. Думаю, парню это привило кучу комплексов... Детский коллектив очень жесток.

Моя сестра периодически кого-то начинала травить. Ей было скучно. И было без разницы кого, кто попался на глаза, тому и доставалось. А если кто-то чем-то выделялся, его шансы попасть ей на глаза были выше. И полкласса как по команде "фас" сразу начинали проявлять бурную неприязнь к этому человеку. В столовой тарелку на него опрокидывали, плевали в еду, проходя мимо в столовой или в классе по очереди били по голове, разбрасывали вещи по полу, топтали, или выкидывали в окно, рисовали на доске неприличную картинку и подписывали, что это та девочка или мальчик. Придумывали много разных гадостей и просто били и обзывали. Полкласса считали своим долгом этого человека пнуть как минимум. А другая половина класса молчали и не отсвечивали, чтобы эта травля не перекинулась на кого-то из них. Мы учились в интернате и у всех ребят была какая-то повышенная тревожность, и одни, видимо, так самоутверждались, а другие боялись.

(Deleted comment)
?

Log in

No account? Create an account