?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Flag Next Entry
Если вы решили порвать с нарциссом (Вакнин)
tanja_tank
Сэм Вакнин, автор книги "Злокачественная самовлюбленность: нарциссизм пересмотренный", продолжает отвечать на ваши вопросы. За перевод этой статьи благодарю Максима Лощилова.

Вопрос. Я не могу больше это терпеть - я решила разорвать отношения с нарциссом. Как это правильнее сделать?

Ответ. Вот несколько вещей, которые нарцисс находит катастрофичными, убийственными для себя, особенно в суде:

- Любое заявление или факт, который противоречит его завышенному восприятию своего грандиозного "я".
- Любая критика, несогласие, разоблачение фальшивых достижений, умаление "талантов и навыков", которыми нарцисс думает, что обладает,
- Любой намек на то, что он подчиняем, контролируем, зависим от третьей стороны.
- Любое описание нарцисса как обычного, среднего человека, ничем не отличающегося от других. - Любой намек на то, что он слаб, зависим, несовершенен, медлителен, не умен, наивен, доверчив, поддается манипуляциям, является жертвой.

Нарцисс, вероятно, будет реагировать на все это с яростью, и, пытаясь восстановить свою фантастическую грандиозность, он, скорее всего, разоблачит себя, выдав какие-нибудь факты или что-нибудь из своих уловок.

Нарцисс реагирует с яростью, ненавистью, агрессией или насилием на нарушения того, что он считает своими правами. Любой намек или прямое заявление о том, что он средний, обычный человек, не достаточно особенный для того, чтобы вызвать даже мимолетный интерес, "воспламенит" нарцисса.

Скажите нарциссу, что:

- он вовсе не заслуживает самого лучшего обращения,
- его потребности не являются для всех приоритетом,
- он скучный, занудный,
- для удовлетворения его потребностей достаточно специалистов обычного среднего уровня (т.е. обычного врача, обычного бухгалтера, обычного адвоката и т.д.),
- его мотивы и поступки прозрачны и предсказуемы,
- он будет делать то, что ему говорят,
- его приступы гнева не будут терпеть,
- никто не будет приспосабливаться к его завышенному "я",
- его действия подлежат судебному разбирательству...

И нарцисс потеряет контроль.

(на картинке - актриса Джулия Ламберт, решив порвать с нарциссом, выстроила весьма хитрую стратегию :)

Противоречьте, разоблачайте, унижайте и ругайте нарцисса:

- "Вы не настолько умны, как думаете"
- "Кто за всем этим стоит? Это требует изощренности, которой у вас похоже нет"
- "Итак, у вас нет формального образования"
- "Вы (ошибитесь при указании его возраста, сделайте его намного старше) ... извините, вы ... старый"
- "Что вы сделали в жизни? У вас есть образование? У вас есть диплом, степень? Вы когда-нибудь занимались бизнесом? Вы можете назвать себя успешным?"
- "Ваши дети разделяют вашу точку зрения, что вы хороший отец?"
- "Вас в последний раз видели с госпожой ... (подавленная усмешка), которая работает уборщицей"

Используйте только всесторонне проверенную информацию.

Что делать, если дело абьюзера продолжает ваш психотерапевт

Я уже описывал в статье "Вина потерпевшего - Патологизируя жертву", как предвзято настроена система по отношению к жертвам психологического насилия. К сожалению, специалисты в области психического здоровья (психиатры, психотерапевты, семейные терапевты), вследствие зомбирующего и догматического образования, подвержены определенным стереотипам и заблуждениям.

Основное заблуждение состоит в том, что в психологическом насилии редко виновна только одна сторона - оно "запускается" как за счет жертвы, так и за счет психического расстройства агрессора. Еще одна распространенная ложь состоит в том, что любое психическое расстройство можно успешно вылечить тем или иным способом (либо терапией, либо медицинскими препаратами).

Это переносит ответственность с преступника на его жертву. Потерпевший обязательно должен был сделать что-то, что привело к плохому обращению, или просто проявил недостаточно сочувствия, чтобы помочь агрессору с его проблемами. Излечение агрессора гарантируется только в том случае, если жертва будет готова принимать участие в процессе лечения и взаимодействовать с абьюзером. Отказ сделать это - другими словами, отказ от риска дальнейшего жестокого обращения с собой - строго осуждается терапевтом. Жертва обвиняется в упрямстве, нежелании сотрудничать и даже в жестоком обращении!

Таким образом, в данной ситуации ключевой момент заключается в притворном согласии с планом терапевта, принятии его интерпретации событий и использовании ключевых фраз, таких как "я хочу взаимодействовать/работать с (обидчиком)", "травма", "отношения", "процесс лечения", "внутренний ребенок", "на благо детей", "важность отцовства", "значимый другой" и прочий лепет. Изучите этот жаргон, используйте его разумно, и вы обязательно завоюете симпатию терапевта.

Прежде всего – не нужно быть агрессивным, напористым и открыто критиковать терапевта.
Может сложиться ощущение, что я выставляю терапевта еще одним абьюзером, но во многих случаях так оно и есть, так как терапевт, пусть неумышленно, вступает в сговор с абьюзером, обесценивает перенесенный опыт жертвы, и патологизирует жертву.

Оборвите все контакты

- Поддерживайте контакт с абьюзером столько, сколько этого требуют суды, терапевты, консультанты, опекуны или сотрудники правоохранительных органов.
- Не противоречьте решениям системы. Работайте изнутри, чтобы изменить суждения, оценки или постановления, но никогда не восставайте против них и не игнорируйте их. Вы только повернете систему против вас и ваших интересов.
- За исключением минимального срока, установленного судами, откажитесь от любых добровольных контактов с нарциссом.
- Не отвечайте на его романтические, ностальгические, льстивые, угрожающие электронные письма или письма с мольбами и просьбами.
- Возвращайте все подарки, которые он посылает вам.
- Отказывайте ему во входе/въезде на вашу территорию. Даже не отвечайте на домофон.
- Не разговаривайте с ним по телефону. Повесьте трубку в тот момент, когда услышите его голос, разъяснив ему в одном вежливом, но твердом предложении, что вы не намерены разговаривать с ним.
- Не навещайте его даже по особым случаям или при чрезвычайных обстоятельствах.
- Не отвечайте на вопросы, просьбы или мольбы, направленные вам через третьих лиц.
- Разорвите отношения с лицами, о которых вы знаете, что они шпионят за вами по его указанию.
- Не обсуждайте его со своими детьми.
- Не сплетничайте о нем.
- Не просите его ни о чем, даже если вы в крайней нужде.
- Когда вы вынуждены встретиться с ним, не обсуждайте свои или его личные дела.
- Перепоручите любые неизбежные контакты с ним - когда и где это возможно - соответствующим специалистам (адвокатам, бухгалтерам и т.д.).



  • 1
Off. Ах, как же я люблю экранизацию "Театра" Моэма, и Артманэ, и молодой Калныньш!
Хотя я не Татьяна, но удержаться не смогла. Я тоже очень люблю эту экранизацию.

Таня, а как вы считаете, Джулия Ламберт нарц или нет?
Мне кажется, что нарцы там директор театра Джимми Лонгдон, её муж Майкл, Том Феннел и Долли. Чарльз под вопросом. А Джулия нет.

А по-моему (хотя я тоже не Татьяна), есть немного в Джулии нарциссизма, но не перверзного. Она нашла его источник вне конкретных людей - в профессии. Самый страшный для нее момент - осознание, что ей может изменить мастерство: "Нет, нет и нет. Дело принимает совсем другой оборот! Ее игра важней любого романа на свете".

И у Майкла есть доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тянет таких личностей?), но в этот момент он вовремя пришёл жене на помощь, что для "чистого" нарцисса вроде не характерно?

В общем, очень интересно, что скажет Татьяна.

Друзья, что-то я зависла с ответом на этот вопрос :) У меня не вызывает сомнений, что нарцисс - герой Калныньша.

А вот Джулия... Да в целом здравый человек с правильными приоритетами. Любит восхищение? Профессия такая. :) Во многих актрисах есть истерическая доминанта.

Я не вижу в ней зависти, скачков от идеализации к обесцениванию. А ее обескураженность выходками этого юнца говорит за то, что это явление, ей не знакомое, она видит подобное впервые.

Мне кажется, что Джулия явно имеет нарцчерты. Но по большому счёту она удачно их использует, не превращая жизнь окружающих в ад . Остальное окружение те еще типы, ничуть не лучше. Единственный, кого я бы назвала невольной жертвой - это сын. Он - часть ее нарцрасширения (видно из сцены, где она им хвастается перед своей свитой). Но опять же, она не цепляется за него, дает возможность жить своей жизнью и скорее всего, еще и содержит, давая возможность учится и жить в свое удовольствие.

Кстати, на счет "явления, ей незнакомого", думаю, дело тут не в первом столкновении с нарцем, а в том, что раньше она манипулировала мужчинами, потому что была молода и очаровательна. А сейчас она в качестве "тела" становится неинтересной, и это ее первый опыт связи с молодым альфонсом, где она в роли почти мамочки. Ее, кстати, этот факт жутко разозлил, когда Том стал общаться с ее сыном, будучи в гостях, она то ожидала, что он со всей страстью не будет покидать ее постель.

1. "думаю, дело тут не в первом столкновении с нарцем, а в том, что раньше она манипулировала мужчинами, потому что была молода и очаровательна".

Вы считаете, что манипуляции - это прерогатива молодых и очаровательных? :)

не Джулия становится неинтересной как "тело". А потому что такие мужчины в ее окружении. Том-нарцисс. Муж, с которым у них сто лет нет секса (не по причине,что у Джулии что-то не так с телом). Давний поклонник, с которым давно выработан формат платонической любви-дружбы.

2. "Ее, кстати, этот факт жутко разозлил, когда Том стал общаться с ее сыном, будучи в гостях, она то ожидала, что он со всей страстью не будет покидать ее постель".

А вы бы этого не ожидали, организовывая досуг с якобы страстно влюбленным в тебя мужчиной? Или принимая приглашение об этом досуге от него?

Эта ситуация равносильна многим описанным здесь. Нарц едет с "любимой" на море (на турбазу), а там начинает мутить с другими и пропадать ночами.

Или находится при ней, но бубнит-нудит-бесится, и никакой любви и секса нет.

Так что разозлилась она абсолютно логично.

"Вы считаете, что манипуляции - это прерогатива молодых и очаровательных?"

Манипуляции телом - думаю да. Сейчас, конечно, благодаря пластической хирургии возрастные рамки сдвигаются, но в начале 20 века, когда происходило действие романа, было так.

В романе встречается немало размышлений Джулии на счёт своей внешности и темы обольщения противоположного пола. Видно, что возрастные изменения даются ей тяжело. Именно для того, чтобы доказать себе, что она хорошо выглядит, моложе своих лет, Джулия решается на эксперимент, когда идёт гулять с целью познакомится с кем-нибудь. Если мне не изменяет память, то Джулия даже думает, что мужчина, который стал идти следом за ней, возможно принял ее за проститутку. И эта мысль ее раззадоривает! То есть, ей все равно, что о ней думают с этической точки зрения, главное - достичь своей цели, очаровать первого попавшегося задрипанного мужичка.
Для неё очень важно именно очаровывать внешне, поэтому я и написала про возраст.

"Так что разозлилась она абсолютно логично."

В том то и дело, что нет. Наши ожидания могут какими угодно, не они определяют сущность человека. А реакция на эти ожидания.
Да, я бы ожидала совместного времяпровождения с любимым мужчиной, но если бы он предпочёл какие-то другие занятия, без моего участия, меня это жутко бы расстроило. Но злится? С чего бы? Мне было бы жаль, что у нас разные интересы, ну или я ему не интересна, и это дало бы мне повод задуматься об его отношении ко мне, но он вправе, как свободный человек, сам определять как ему проводить время, он - не моя игрушка, чтобы исполняла мои прихоти.

То, что Том - нарцисс не делает автоматически Джулию ангелом. Да, он поступает некрасиво, с ним все ясно. А вот реакции Джулии заставляют задуматься.

И речи нет о том, что Джулия ангел, но в отношениях с Томом она пострадавшая сторона.

В этой связке - да. Но роман не только про эти отношения, это лишь эпизод из жизни великой Джулии Ламберт.

Вернувшись к этой теме спустя пару месяцев, я, пожалуй, соглашусь с Вашим мнением насчет сына ) Да, мать не портит ему жизнь, но что он - часть ее нарцрасширения, безусловно: идеализация маленького кудрявого мальчика и обесценивание подросшего юнца ("всю ночь не спала, ломала голову, как тебе избавиться от прыщей" - хорошо ещё, что он парень, девочке такое могло бы быть больнее), несомненно имеют место. А как она злится на сына из-за того, что Том больше интересуется им, чем ею?
Насчет "со всей страстью не будет покидать ее постель" - мне представляется, что у них была другая договоренность ("приедет Роджер, и Джулия твердо решила, что между нею и Томом не будет никаких глупостей, этого требует простое приличие"), но она ждала, что любовник будет из-за этого страдать, а он, сволочь такая, наслаждается вовсю другими аспектами жизни ) За счет Джулии, это да: благодаря кому этот сноб в высшее общество попал?

Edited at 2017-07-04 07:02 am (UTC)

доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тянет т

Эт хорошо когда здоровая доля нарциссизма находит выход в актерстве. Хуже когда таких тянет в политику или еще на какую общественную должность, где надо быть, а не казаться. Был у меня знакомый нарц в студенческие годы, учился на актерском. Так вот на вечеринках - типа, звезда, всегда в центре внимания. И даже в быту довольно демонстративен. А на сцене, как оказалось, пшик. Тогда как его однокурсники из этой же компании совершенно наоборот: чем скромнее и обычнее казались в быту, тем ярче и убедительнее были на сцене. Я так себе это поняла: чел играет постоянно в жизни, и на сцену его уже не хватает. К тому же надо иметь очень солидное собственное я, чтобы не бояться войти в роль и при этом себя не потерять.

Re: доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тяне

"чем скромнее и обычнее казались в быту, тем ярче и убедительнее были на сцене" - и наоборот...
Вот, кстати, поэтому меня в романе "Театр" немного удивляла способность Джулии играть в жизни и прямая авторская корреляция между этим и ее талантом актрисы.

Re: доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тяне

А Джулия и не нарцисска. Только что перечитала роман. Он все же потрясающий!
Нарцисс там один - Том.

Re: доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тяне

О, Таня, с возвращением!

Re: доля нарциссизма (может, в актерскую профессию тяне

Вот не знаю, Джулия все-таки лит./кино персонаж, да и в жизни по-разному наверное бывает. Например, когда нарц. черты составляют только часть личности, и не руководящую, но под контролем более-менее здорового ядра и конструктивно направляются в актерство. Джулия если и нарцисска, то не перверзница. (Я давно смотрела/читала, и аргументировано дискутировать не готова. Только слабо помню, что киношная она мне казалась теплее и приятнее чем оригинал.) Да, она собирает ресурс (и вполне законными, так сказать, методами), но она и делится – своим талантом и трудом актрисы.
А такие как мой знакомый – из тех, что трудиться не любят, а хотят только плюшки собирать. Любви к искусству никакой – только любование собой в искусстве. А таланта как такового там сильно мало (если вообще есть), чтоб без усилий выезжать. Только и хватает чтоб на пьянках выпендриваться. Там же все свои и спросу никакого – люди довольны что их развлекают. Не то, что выходить на сцену перед сотнями или тысячами людей которые смотрят и вольно-невольно оценивают.


Edited at 2017-07-05 04:53 pm (UTC)

  • 1