?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Ссора Ленского с Онегиным, Или как не "проканал" газлайтинг
tanja_tank
У Пушкина роковая ссора Ленского и Онегина дана в пересказе автора, т.е. без реплик героев. Вкратце так: Ленский, шокированный ухаживанием друга за Ольгой и получив от нее очередной отказ в танце, покидает бал и затем шлет обидчику вызов на дуэль.

А вот в опере Чайковского «Евгений Онегин» столкновение друзей подано очень драматично и в форме диалога. Эта сцена особенно показательна в разрезе нашей темы. Выходка Онегина становится для Ленского ледяным душем, и он прямо заявляет другу, что не желает с ним больше знаться.

Онегин долго пытается выехать на газлайтинге, но Ленский разоблачает все его манипуляции. Правда, платит за это самую высокую цену...

Посмотрим, как газлайтит Онегин и противостоит Ленский. В скобках полужирным — мои ремарки.


Онегин (про себя)

Зачем приехал я
На этот глупый бал? Зачем?
Я не прощу Владимиру услугу эту!
Буду ухаживать за Ольгой,
Взбешу его порядком!

(Начинается мазурка. Онегин танцует с Ольгой. Ленский
ревниво следит за ними. Кончив танцевать, Онегин
подходит к Ленскому.)


Онегин

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?

(«Ты на что-то обиделась?» - хлопая честными глазами, спрашивает нас абьюзер, вытворив какую-нибудь гадость в отношении нас или «просто пошутив». Варианты: «Что-то случилось?» «На что ты надулась?» С такого прощупывания начинает газлайтинг и Онегин. И нередко жертва идет на попятную. Криво улыбается. Говорит: «Нет, ничего, это я так, соринка в глаз попала». Убедившись, что путь открыт, абьюзер чуть пережидает и усиливает давление. Газлайтинг «проканал».

Ленский дает газлайтеру отпор с первых же попыток запудрить ему мозги. Но, возможно, еще и потому, что ледяной душ Онегина очень уж силен и однозначен.)


Ленский

Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!

Онегин

Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?

("Ты все не так понял! Потанцевать с "чужой" девушкой - это ничотакова! Ты смешон в своей беспочвенной ревности, не позорься!" - вот что примерно транслирует Онегин Ленскому.)

Ленский

Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовней
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же!.. Ах, как честно это!

(Ленский отказывается признавать, что танцы Онегина с Ольгой — это нормально. Да, можно потанцевать с чужой невестой, но не так, как Онегин. Его поведение непорядочно, рассчитано на "вскруживанье головы" и "смущение покоя". И ничто не заставит Ленского считать иначе.

Ленский дает волю гневу.)


Онегин

Что?! Да ты с ума сошел!

(Классическая фраза газлайтера, которому не удалось убедить жертву, что черное - бело.)

Ленский

Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь —
И меня же ты зовешь помешанным!

Гости (окружая Онегина и Ленского)

Что такое? В чем там дело?

Ленский

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я... я презираю вас!

Онегин (отводя Ленского в сторону)

Послушай, Ленский, ты не прав, ты не прав!
Довольно нам привлекать вниманье нашей ссорой!
Я не смутил еще ничей покой
И, признаюсь, желанья не имею
Его смущать.

(Онегин понимает, что перегнул палку, и ситуация выходит из-под его контроля. Привычный грубый напор "да ты с ума сошел!" вызывает у жертвы реакцию, противоположную ожидаемой. Вместо кислых улыбок и бормотаний «ах, я ничего, я, кажется, погорячился, мне надо работать над своей паранойей» Онегин наталкивается на открыто выраженный гнев, решительный отпор и называние вещей своими именами. Нужно попытаться это замять.

Но Ленского уже не остановить. Слишком велик шок от вероломства «друга» и от его последующих попыток вывернуть ситуацию в свою пользу - вместо извинений.)


Ленский

Тогда зачем же ты ей руку жал,
Шептал ей что-то?
Краснела, смеясь, она...
Что, что ты говорил ей?

(Оружие против газлайтинга — факты. И Ленский приводит их. Он верит своим глазам. И видит, что поведение Онегина с Ольгой — не просто следование светским приличиям, но именно «вскруживание головы».)

Онегин

Послушай, это глупо!..
Нас окружают…

(Еще одна манипуляция: мол, неприлично выносить сор из избы, это дело интимное, не надо позориться перед людьми. Но Ленский отказывается переваривать втихую оскорбление, которое было нанесено ему прилюдно.)

Ленский

Что за дело мне!
Я вами оскорблен
И сатисфакции я требую!

Гости

В чем дело?
Расскажите, расскажите, что случилось.

Ленский

Просто... я требую,
Чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки.
Он не желает этого,
И я прошу его принять мой вызов!

(Даже в пылу негодования Ленский понимает, что Онегин забалтывает его - вместо того, чтобы признать свою вину, принести извинения, объяснить свое поведение пусть не злонамеренностью, но легкомыслием.

Ленский выбирается из череды ловушек, расставленных Онегиным. Своими словами и поведением он транслирует обидчику: «Я вижу именно то, что вижу, верю своим глазам и совершенно точно знаю, что это называется так, а не иначе. И то, что я вижу, несовместимо с понятием "дружба».)


Онегин (подходя к Ленскому)

К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!

(Почему в этот момент Онегин выключает газлайтинг? Да потому что конфликт вылился "на люди". И нужно срочно обставить дело так, что он, Онегин, человек чести, и готов преподать урок "неадекватному" другу. Если бы "друзьям" удалось продолжить выяснение отношений кулуарно - думаю, Онегин бы нашел какой-то вариант, чтобы "успокоить" Ленского. Пусть даже наигранным раскаянием.)

Ленский

Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы...
Вы — бесчестный соблазнитель!

Онегин

Замолчите... иль я убью вас!..

(Нарцисса прилюдно изобличили в непорядочности, отвергли все его манипуляции, и он впадает в стыд и ярится. Газлайтинг не прошел. Зависть и презрение к Ленскому обретает законченную форму — ненависть. Вот почему Онегин не выстрелил ему ни в руку, ни в ногу, а уложил наповал. Он шел убивать.)

В следующем посте я размещу вопрос читателя насчет газлайтинга.

  • 1
Вот!
Ещё раз убеждаюсь, что обидевшийся – сам дурак.
В этом мире мало есть вещей глупее, чем обижаться на кого-то и на что-то.
Что, в принципе, ваш разбор обиды Ленского на Онегина и показал.

Правильно. Надо не обижаться, а учиться стрелять. ))


Действительно, хрестоматийный нарцприем, закончившийся печально для жертвы.
А если вспомнить, что в то же время и Татьяна переживала и огорчалась из-за флирта избранника, а потом еще и испытала страх за жизнь как друга семьи, так и возлюбленного.. Ну и с Ольги малькА откусили испуга. Хорошо же покушал Жека на том балу!:))

Прекрасно покушал! Он там еще успел многозначительный взгляд на Татьяну бросить, еще раз обнадежить бедняжку, чтоб не вздумала прекращать страдать.

Пошли приветы, поздравленья;
Татьяна всех благодарит.
Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.

Кстати, сдается мне, что "Позор, тоска! О, жалкий жребий мой" (слова Онегина, которыми заканчивается опера) в жизни не означали бы конец отношений Онегина и Татьяны. Скорее, это было бы для него стартовым свистком
Вспомним слова Татьяны: "Я Вас люблю, к чему лукавить? Но я другому отдана, я буду век ему верна..." Боже мой, какая вкуснятина для нарцика! Да не оставил бы ее ни в жисть! Домогался бы ее до скандала, дуэли, еще и Гремина бы застрелил. Ну, если б по воле Божьей не пришили его самого.
По жестокой иронии судьбы Пушкин тоже стал жертвой деструктива..

По-моему, Пушкин в той истории и сам был очень хорош. Сложно назвать его прям-таки жертвой. Он как будто всё делал, чтобы попасть в те или иные неприятности.

Первое впечатление: на какой же чудовищный текст написана опера! Уж лучше бы ее пели по-итальянски.

:))) Нет-нет, на пение и музыку это либретто ложится замечательно. Если любите оперу, посмотрите, как чудесно спел и сыграл эту сцену Хворостовский. Такой живой Онегин, натуральный стервец.

https://yandex.ru/video/search?filmId=10365395670064496773&text=%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%85%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&reqid=1509655699195483-1404539863671411798779467-man1-1396-V

Никогда не думала в таком ключе об этом произведении. Спасибо!
А ведь гениально же выписаны характеры!

Гениально. Причем, интуитивно, без опоры на теорию.

А в чем Онегин завидовал Ленскому?

В том, в чем завидует любой нарцисс. Живой душе Ленского, его реализованной способности любить, его творческому вдохновению...

И он постоянно подшучивает над Ленским. Навскидку вспоминается, как он высказывает свое непрошеное мнение об Ольге: "В чертах у Ольги жизни нет... Кругла, красна лицом она". Это пробы пера и первые обесценивания.

Мне ни разу не приходило в голову заподозрить в Онегине "пациента". Своим ученикам проблему оперы "Евгений Онегин" объясняю так: главная ошибка Онегина в том, что он допускал сущещствование чувств и переживаний только для себя самого. Он не подумал о том, насколько сильно Ленский будет переживать на балу, насколько глубоко будут задеты его чувства, не предвидел такой реакции. И с Татьяной то же самое. В сцене "отповеди" Онегин говорит в основном о себе, что понятно ("я не создан для блаженства", "люблю любовью брата" и т.п.). И всё это вполне по-честному ровно до того момента, когда он обесценивает чувства Татьяны: "сменит не раз младая дева мечтами лёгкие мечты". Т.е. не поверил, что её чувства и переживания серьёзны и глубоки.

А вообще, я сейчас подумала, откуда все окрестные люди знали о коллизии Татьяна-Онегин? Вроде бы письмо было в тайне, и их объяснение - тоже. Тогда откуда дровишки? У Пушкина описывается как соседи шепчутся и считают Татьяну чуть ли не невестой. В опере Ленский прямо упрекает: "одной Татьяны мало". Вот как?

А либретто с поэтической точки зрения действительно кошмарное (там, где не Пушкин), но Модест Чайковский зато точно провёл именно психологические линии и связки. Для композитора именно это было важно, он понимал, что музыка покроет недостаток стихов))

А это Модест разве? Вот в Пиковой прямое указание на Модеста, а в ЕО - не нашла, кто либреттист.

"А вообще, я сейчас подумала, откуда все окрестные люди знали о коллизии Татьяна-Онегин?"

"Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.

VII

Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни"

Особенности деревенских слухов, ничего больше. При всех недостатках Онегина слабо верится, что человек, в сердце которого есть "и гордость, и прямая честь" мог повести себя как сельская кура.

в общем да, вроде как никто не говорил ничего, я цитату приводила, что Онегин молчал. Хотя там выше в комментариях предположили, что молчать-то можно по-разному))) многозначительно молчать)
А вот насчет сплетен. В опере (у Пушкина этого нет) эти сплетни даны открытым текстом, и интересно ЧТО ИМЕННО соседи о нём говорят (по сюжету О танцует с Т):

ГРУППА ДАМ.
Гляньте-ка! Гляньте-ка!
Танцуют пижоны!

ДРУГАЯ ГРУППА. Давно уж пора бы...

ПЕРВЫЕ. Ну, женишок!

ВТОРЫЕ. Как жалко Танюшу!

ПЕРВЫЕ. Возьмет ее в жены...

ВМЕСТЕ.
И будет тиранить!
Он, слышно, игрок!

Вот почему-то авторы оперы называют его тиран. Да и в диалоге из основного поста они выявляют в Онегине деструктивные черты. Они явно знали больше!!!)

литературоведы находят, что Онегин сделал всё, чтобы дуэль не состоялась, однако Ленский был слишком оскорблён, чтобы спустить на тормозах.

Не-не-не, Ленский после вызова уже ничего не мог спустить на тормозах, просто нет таких механизмов в дуэльном кодексе. Только если бы Онегин при свидетелях попросил прощения, что, понятно, чуть более вероятно, чем атака с Марса. Отменять дуэль за многочисленные нарушения со стороны Онегина должны были секунданты.

На самом деле очень интересный и наверное (ну, не психолог я))) верный разбор. Но вот последнее, насчет того, что Онегин шел убивать... Не хотите почитать Лотмана? У него очень хорошо разобрана ситуация с дуэлью Онегина и Ленского, именно то, что происходило после вызова. Достаточно убедительно показано в разрезе традиций и дуэльных правил, что Онегин сделал все, что в было в его силах, чтобы дуэль саботировать.

Комментарий выше моего не читала, прежде чем отписать, честно-честно)

У Онегина были причины злиться на Ленского. Тот подозрительно настойчиво зазывал его на этот бал, даже обманул насчёт формата мероприятия, назвав его домашними посиделками, где будут только свои. А Онегина ещё и садят напротив Татьяны. Учитывая слухи насчёт сватовства, которые ходили еще с первого визита к Лариным, все это выглядит так, будто Ленский помогает Лариным сделать из Онегина жениха.
Потом и в книге, и в опере Онегин жалеет о своем поступке с Ольгой сразу после получения вызова ("я слишком пошутил небрежно"), и после дуэли долго мучается угрызениями совести, вынужден покинуть деревню, чтобы не видеть повсюду "окровавленную тень". Ну и люди выше говорили про попытку саботажа дуэли нарушением кодекса. Похож ли такой человек на социопата.

"У Онегина были причины злиться на Ленского".

У деструктивного человека всегда есть "причины злиться". Ведь это не он агрессивен, а окружающие его "вынуждают", "доводят" и "провоцируют". Вот не "провоцировали" ли бы - он бы был святым человеком.

Поэтому, конечно, посадка напротив Тани и "обман насчет формата мероприятия" - веские причины, чтобы вызвать на дуэль и убить.

  • 1