Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Кто в группе риска по вовлечению в секту? (Разъясняет психолог)
tanja_tank
Почему люди попадают в секты? Есть ли в их личностях и биографиях что-то особенное, что позволяет втягивать их в сети столь разрушительной зависимости?

Сегодня я публикую отрывок из книги психолога и психотерапевта Елены Емельяновой "Кризис в созависимых отношениях". Автор рассказывает, какие люди и за счет каких особенностей легче других могут быть вовлечены в секты.

В комментариях прошу писать, насколько вы согласны с психологом, или же есть еще какие-то причины, которые не вошли в ее список.

Итак, в группе риска:

- Молодые люди, которые не очень хорошо представляют, кто они, какие они, у которых не сформировалась вполне определенная Я-концепция.

Их Я «размыто», не имеет определенных границ, очертаний, то есть, по сути, опустошено. Такие люди имеют о себе противоречивые представления. Очень часто они могут легко идентифицироваться и с праведником, и с преступником, и с перфекционистом, и с человеком импульсивным, ведущим порой саморазрушительный образ жизни. Как правило, это является следствием того, что с раннего детства ребенок получает противоречивые оценки себя и своих поступков. Подрастая, он ищет свое место в этом мире и складывает, в том числе и из этих оценок, представление о себе: он хочет знать, кто он и какой он.

Вырабатывая Я-концепцию, он опирается на мнение окружающих, прежде всего, близких людей. Если он получает противоречивую обратную связь относительно своей личности и поступков, его Я-концепция будет включать в себя все эти противоречия, которые впоследствии легко дополняются такими же противоречивыми мнениями сверстников, учителей, просто знакомых. И это понятно: если человек не имеет о себе определенного представления, ему не на что ориентироваться, чтобы согласиться или отбросить неверное мнение. Он легко может поверить в любую оценку, или, наоборот, станет отбрасывать любые оценки, но — главное — он так и не знает, кто же он есть на самом деле.

Если такой человек попадает под влияние «миссионеров» секты, этот вакуум легко используется: стройная система взглядов — кто, как, для чего должен жить, действовать, думать; что хорошо и что плохо, как «правильно» и как «неправильно» поступать, каково место человека в этом мире, и каково его личное, индивидуальное (именно его!) место среди единоверцев — все это дает, наконец, «спасительную» определенность, четкость, ясное представление о себе, о своей миссии в этой жизни.

- Молодые люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлениями о том, чего они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие «по воле волн».

Это тоже следствие несформированной Я-концепции, или опустошенного Я. Прежде всего, таким людям жить чрезвычайно скучно. Отсутствие смыслообразующей основы жизни, как писал Виктор Франкл, ведет к ноогенному неврозу, к компульсивной потребности заполнить пустоту. Именно эта причина часто приводит к алкоголизму, наркомании, игровой и другим зависимостям, беспорядочным, доходящим до уровня саморазрушения, половым связям. Она же значительно облегчает работу и сектантским «миссионерам». Они предлагают человеку готовую философию, в которой для каждого определен свой смысл, свои границы, свое дело.

Было бы ошибкой думать, будто людей привлекает жесткость структуры. Наоборот, все выглядит очень мягко, в виде предложения. Вам просто предлагают посмотреть на мир с другой точки зрения, вам говорят, что вы свободны выбирать. Но в то же время, выбирать-то, вроде бы, и не надо, потому что совершенно очевидно, что лучшей философии просто не найти. Все, что есть в мире наиболее гуманного, наиболее честного и справедливого — все это подается в удобоваримой форме. И далеко не каждый способен увидеть тонко завуалированные противоречия между тем, что внушается, и тем, что делает сам духовный наставник. Готовая философия и готовые ценности, подкрепленные готовым смыслом именно их жизни, оказывается очень привлекательной ловушкой для многих людей.

- Люди, по разным причинам испытывающие страх перед ответственностью за свою жизнь.

Эта особенность тесно связана с предыдущим описанием. Правда, отсутствие системы ценностей и смысла — лишь одна из причин, по которым человек не желает брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Виктор Франкл писал, что людям лишь дается жизнь, а наполнять ее смыслом приходится каждому человеку самостоятельно. И. Ялом добавлял к этому, что не человек должен вопрошать о том, каков смысл его жизни, — наоборот, жизнь сама задает ему вопрос о том, какой смысл он придает своему существованию. Однако именно это обстоятельство способно порождать сильнейшую тревогу, поскольку такая свобода слишком часто бывает страшна человеку. Ведь она подразумевает ответственность за удачный выбор, за успех или неуспех, в конечном счете, за собственную судьбу.

В этом смысле секта (вернее, ее духовный руководитель и вся его философия) берет на себя ответственность за судьбу человека и определяет дальнейший смысл его жизни. Безусловно, на первых порах это снижает тревожность, человек может чувствовать нечто вроде эйфории, благодарности «учителям» и удовольствие от ощущения наполненности жизни.

- Люди, чувствующие себя ничтожными, незначительными, обесцененными.

В секте в первую очередь человеку внушается его особая роль, его миссия в этой жизни. «Он сказал мне: «Люди, окружающие тебя, грязны, порочны и слепы. Они не видят самого ценного в тебе. Здесь все по-другому. Идем с нами, и ты увидишь, насколько ты выше тех, кто топтал тебя и пачкал твою душу», — рассказывал одни из членов секты, в то время как голос его дрожал от волнения и благодарности.

- Люди, бунтующие, противостоящие желанию родителей влиять на чих, не принимающие навязываемую систему ценностей своих близких.

Вообще-то это вполне нормальный кризис развития человека: как мы уже показали, на определенном возрастном этапе (около 16—18 лет)
молодой человек начинает отделяться от своих родителей. Это всегда трудный период, поскольку для того, чтобы внутренне оторваться от родительского влияния, молодые люди, прежде всего, низвергают ценности и всю систему жизненного уклада отцов и матерей. Это противостояние тем острее, чем меньше в семье уважается личность ребенка (подростка, молодого человека), чем больше он подвергается давлению, насилию.

К сожалению, сам по себе бунт не делает человека самостоятельным, если он привык к созависимым отношениям. Созависимость может причинить страдание, но она же освобождает человека от ответственности за собственную жизнь. Стремясь освободиться от родительской опеки, молодые люди совершенно не представляют, что же делать со своей свободой. Поэтому в результате бунта слишком часто зависимость от одних людей просто меняется на зависимость от других, лишь бы их система ценностей и требований отличалась от родительской. И секта предоставляет им то, что они ищут: опору в борьбе с родителями, другую философию, ощущение собственной значимости (на первых порах!).

Описанные причины, по которым люди попадают под влияние секты, совершенно очевидно совпадают с причинами развития склонности к созависимости: смутными представлениями о себе, низкой самооценкой (или компенсаторным высокомерием), отсутствием смысла жизни и т. д.

Опустошенное Я, не имеющее постоянной и стабильной подпитки, ищет своего наполнения. А секта предоставляет все сразу и в комплексе. Понятно, что такая возможность снять тревожность и обрести гарантированное целостное ощущение Я вряд ли будет проигнорирована. Трагическая ошибка состоит в том, что в дальнейшем принцип воздействия на вновь «приобщившихся» полностью соответствует схеме «Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви», то есть человек в секте начинает подвергаться разрушительному влиянию психологического садизма, опирающегося на философскую систему.

Для того чтобы описание зависимости от секты было полным, необходимо добавить еще несколько причин, по которым люди становятся ее заложниками. Эти причины не следует связывать со склонностью к созависимости, однако они также являются источником некоего вакуума в самоощущении.

- Люди, которые стремятся быть максимально «правильными», максимально «совершенными», максимально «духовными», чтобы соответствовать собственному Идеальному Я.

По сути, в стремлении к совершенству нет ничего плохого. И лишь когда такое стремление становится самоцелью, оно оборачивается бедой. Такая цель — совершенство ради совершенства — представляется наивысшей ценностью в жизни и делает человека слепым и глухим к окружающей реальности. Участие в секте, изучение и разделение ее философии может казаться еще одним шагом к духовной вершине, который зачастую оборачивается разрушающим фанатизмом.

- Люди, которые разочарованы в своих прежних убеждениях, утратили прежнюю уверенность в верности своих жизненных воззрений, в представлении о себе и (или) окружающих людях.

Переживающий подобный кризис человек дезориентирован, на время лишен воли, возможно, потерял смысл жизни. Он наполнен болью, ищет опору, но с трудом доверяет окружающим. Понятно, как легко такого человека «утешить», предложив совсем не похожую на все окружающее, особую, «справедливую» и «глубокую» философию, окружение «особых» людей и т. п.

- Люди, не имеющие возможности самореализации.

К сожалению, бывает и так, что человек с развитыми духовными потребностями не находит возможности для их реализации. Иногда он находится в окружении, где не принимаются его интересы и ценности, и он чувствует свое одиночество. Или этому не способствует весь уклад жизни. Например, так случается, когда молодой человек (девушка) выносит из родительской семьи установку, что прежде всего нужно обеспечить семью едой, одеждой и т. п., а книжки и другие ценности, которые нельзя «пощупать» — это ерунда, от нечего делать. Человек живет в соответствии с этими установками, но если его душевные потребности сильны и одновременно подавлены, чувство неудовлетворенности жизнью растет.

Окружение людей, живущих в основном духовными интересами, может быть чрезвычайно привлекательным для такого человека, тем более что это выглядит гораздо «правильнее», чем пьянки с друзьями, наркотическая зависимость, и уж гораздо интереснее, чем рутинные бытовые заботы. Собственно, сначала это действительно выглядит вполне невинно и кажется лишь интересным отвлечением от скуки и не удовлетворяющей жизни.

...Вот, примерно, те «струны» на которых играют «миссионеры» секты, чтобы вовлечь в свои сети. К тому времени, как человек поймет, что на самом деле он — раб, объект манипуляций и реализации чьих-то авантюрных или невротических потребностей (если, конечно, он успеет и сумеет понять это), он уже становится безвольным, зависимым членом секты.

Жесткая дисциплина и жестокие карательные санкции, последовательные и — увы! — очень грамотно построенные разрушающие личность психологические интервенции, а порой и использование дополнительных средств и атрибутики, достигает своей цели — секта имеет послушного, безвольного, буквально зомбированного члена, выполняющего все указания своего непререкаемого авторитета, который, по сути, настоящий бандит, только бандит тонкий, хитрый, расчетливый.

Любой сектант очень быстро становится рабом своего духовного вождя, движимого далеко не духовными соображениями. Родственники в один голос утверждают, что их близкие зомбированы. Они часто скрывают имя своего духовного наставника или называют только псевдоним, а любое несогласие с идеологией, выдвигаемой сектой, вызывает в них агрессию и еще большее отдаление.

Направления психологической профилактики пагубного влияния сектантов очевидны уже из перечисленных причин. Также понятно, что эта профилактика должна начинаться в очень раннем возрасте, когда родителям и в голову не приходит думать о том, что их ребенок когда-нибудь может быть вовлечен в секту.

Основной целью профилактики должно стать воспитание целостной, аутентичной личности, имеющей свою философию, определенную систему ценностей и Я-концепцию, способствующую успешности в реальном мире и удовлетворительной самоценности. Таким образом, психопрофилактика — это огромный веер педагогических и психологических задач.

Еще многие секты подрабатывают благотворительными фондами. Они помогают людям в обмен на их веру и исполнение ритуалов, а потом люди втягиваются и быстренько отбивают вложенные в них деньги.

У меня на глазах так многодетную семью закабалили. У семьи были большие трудности и они обратились к Свидетелям Иеговы вроде как или какой-то подобной организации. Им помогли, но спустя полгода людей было не узнать.

Попасть может любой. К этому списку можно прибавлять, и прибавлять.( Чтобы не быть голословной -потери, зависимости. одиночество,обида, значимость и тд и тп) Но если человек действительно ищет Бога ( те пожелает подчиниться Его порядку, довериться Ему,искать Его волю, а не свою ) , а не себя в Боге- то он выберется из любой секты, разберется в итоге.Найдет искренних верующих и настоящую поддержку, даже если число их будет небольшим. Вопрос в том, что это дело( вера) сугубо добровольное. Господь- джентельмен, Он не приходит без приглашения.В отличии от другого персонажа.Свобода воли!( Когда же умрем в свое время, все все узнаем.) Давление, запугивание, однообразие,прерогатива на спасение, деление на клир и паству (во Христе все равны) - это и есть признаки секты. Может быть чудесная православная община,отвратительная протестанткая ,и наоборот.

Кстати, про деньги. В любой церкви могут у власти оказаться хапуги.Так обработают!

Верно. Как сказано в Библии, гибнет народ от недостатка ведения. То есть, знания. Не всем, называющими себя верующими, понятна Библия (Новый Завет) (а остальным и подавно), иначе много чего могли бы избежать, потому что там открытым текстом русским по белому написано совершенно не то, о чем утверждают многие лже-лидеры. Казалось бы, открой да читай, все понятно. Ан нет. Без искреннего желания разобраться, что же там говориться, так и будут заблуждаться и страдать, а пользующиеся этим незнанием будут и других заблуждать.

Edited at 2018-03-12 10:06 pm (UTC)

Стремление к саморазвитию в отсутствие более здоровых возможностей для этого - это беда нашего времени, да. Тут любой может попасть, на самом деле.

Психотропы. Пишет читательница

Однажды мой абьюзер затащил меня в одну христианскую секту. Затрудняюсь сказать, к какой именно группе риска я тогда относилась, знаю только, что психика была расшатана у меня уже самим абьюзером. Целью данной секты была не я, а он, поскольку производил впечатление очень богатого человека, так что его, конечно, дольше обрабатывали.

Мы собирались с ним отпраздновать вместе Новый год, но вечером 30 декабря мне было объявлено, что он познакомился с тааакими интересными и духовными людьми, и его пригласили встретить Новый год у них. Ну и я могу пойти, если хочу. Я была ошарашена, поскольку отменила свои планы, чтобы побыть с ним, но уже была на крючке, так что согласилась.

Секта располагалась в посёлке недалеко от Шереметьево. Там было два больших дома - в одном жили семьи, в другом раздельно холостые мужчины и женщины. Первое, что поразило, что все женщины и девочки носят одинаковые причёски и без макияжа все.

Помимо психологической обработки, могу сказать, что явно используют психотропные средства: мы оба вегетарианцы, поэтому под этим предлогом для нас были приготовлены отдельные блюда и напитки. Всё вместе произвело колоссальный эффект, но только на тот период, что мы там были.

На следующий день, мы уехали, и после некой "ломки" нас отпустило через пару дней. Девушки из этой секты мне звонили некоторое время, но я свернула всё общение. Абьюзеру моему звонил пастор этой общины дольше и настойчивее, поскольку, повторюсь, он был им куда более интересен.

Да, так как абьюзер был немец (в секте многие очень хорошо говорили на немецком, у них в Германии была община), то ему вручили их библию на немецком, у них были свои библии, я так понимаю, специально откорректированные именно для нужд секты, и требовалось, чтобы он постоянно читал эту библию, чтобы влияние на расстоянии не ослабевало.

Да, легкие психотропы в еде обычная вещь в сектах.

Не соглашусь со всем. Главная группа риска это пенсионеры с недвижимостью, и люди которые получают хороший доход. А обработать можно каждого. Бедные студенты, или молодые люди живущие с родителями обычно не нужны и даже опасны для деятельности сект.

На самом деле все зависит от специализации секты. Секты, создающие военизированную иерархию очень даже любят бедных студентов. Те же аумовцы.


Сам этот список - утонченная разновидность обвинения жертвы. Сектанты, особенно матерые, богатые, с большой материальной базой, могут обработать любого, за кого всерьез возьмутся. У Стивена Хассена можно подробно почитать, как ломают даже совершенно здоровую психику. Или в воспоминаниях людей, покинувших саентологов.

Скорее это тыкание пальцем в небо в попытках разобраться в причинах. )) Но и обвинение жертвы, да. )) Можно подумать любому человеку свойственно иметь кристально четкое Я и железобетонную цель, наполняющую его жизнь парой центнеров смысла. Нет, как раз наоборот. В норме у человека психика пластична.


Этот список  напоминает попытки древних греков разобраться в сути вещей, корпускулах и пр за пару тысячелетий до изобретения ускорителей и рентген-структурного анализа.
Проблема поставлена, некие смутные решения нафантазированы, разбирайтесь дальше.


Татьяна, прошу прощения за офф-топ, но у моей подруги произошла очень странная история.
Её подруга несколько лет назад стала женой человека, который представлял себя как чиновник-миллионер. С тех пор её жизнь была окутана тайной. Окружающие стали ловить её на том, что она разным людям говорила разное про одно и то же. Никто не видел её вместе с мужем. Она никому не показывала их совместные фотографии со свадьбы и далее.
И тут моя подруга узнаёт, что её подруга 28 февраля умерла при родах, от кровотечения. И ребёнок тоже умер. Странная причина смерти в наше время.
Никому из своих подруг она про беременность не говорила.
Муж похоронил жену тайком, на похоронах был лишь один человек, который её даже при жизни не видел. Место погребения скрывается.
Подруга теперь переписывается со всеми, кто знал покойную. Они не понимают, почему вдруг такая странная причина смерти, и зачем всё такой завесой тайны окружать.

Возможно это были домашние роды, тогда ю такой исход не удивителен без соответствующей подготовки. В стационаре, конечно, тоже всякое бывает, но риску обычно подвергается либо мать либо ребенок.

Я бы сказала, что всё-таки сетевой маркетинг тоже действует по образу и подобию сект. Всё очень похоже.

И на этих семинарах прямо говорят, что выключите свое критическое мышление, делайте то, что говорит Ваш вышестоящий, и будет вам счастье, станете богатым и успешным, ведь он заинтересован напрямую в вашем успехе.

Мракобесие какое-то.

В секту как правило попадают не молодежь, а одинокие пожилые тетушки.

И они, конечно, тоже, но то, что наблюдала я с более-менее близкого расстояния - были именно молодые, 20-30 лет.

Один из них - наркоман, наркодилер. Пристрастился в армии. Употреблял лет 7 плотно, потом присел за сбыт наркоты. Думали, конченный парень. А он вышел, вернул девушку, которую бросил еще до армии беременной, и стали они жить-поживать с уже взросленьким мальчиком (она тогда родила) и ходить на какие-то собрания. По слухам, он уже пастор.

про секты и кто в них попадает хорошо написано у Хоффера "Истинноверующий"

Если не трудно, запостите цитату.

Пишет читательница:

Определенно в группе риска и в центре сектантского внимания люди, оказавшиеся в стрессовой ситуации, нуждающиеся в человеческом внимании и психологической поддержке.
Сектанты создают иллюзию, что именно они могут все это дать человеку. Сначала бесплатное "сахарное шоу" с участием, сочувствием и такой необходимой надеждой на разрешение создавшейся проблемы. Потом постепенное втягивание до полной психологической, а главное - материальной зависимости.
У меня у бывшей подруги старшая сестра попала в ситуацию, когда у любовника, на которого были планы, параллельно родился ребенок. Лет ей было уже под сорок и ситуация была для нее очень болезненной. Она попадает в известную, ныне запрещенную секту дядюшки Рона, и за несколько лет продвигается по иерархической лестнице до возможного максимума. Все это там далеко не бесплатно, она занимает у сестры деньги от продажи жилья, естественно без отдачи, что не считается в этой секте грехом, так как в обмен они дают "седьмую динамику"😄😄Сестра - мать одиночка (способствующий фактор), со временем тоже оказывается в секте.
Они перевозят из родного города к себе престарелую мать-вдову. И вот живут они - пять поколений (мать, старшая сестра, у них большая разница, младшая сестра и ее дочка) одиноких женщин в съемной квартире (потому, что своего жилья нет, все деньги уходят на приобретение уровней) и в абсолютной иллюзии полного счастья, даваемой им сектой. Им не нужны свои семьи, их заменяет им секта, старшей сестре не нужны дети и внуки, оставшиеся в родном городе, их заменяет секта. У них ничего нет, кроме достижений в секте и этого им достаточно, они уверены, что несут просвещение и просветление другим, не посвященным людям(за большие деньги).
Я перестала общаться с подругой после того, как поняла, что каждая наша встреча сводится к ее предложениям что то приобрести в этой организации (процедуры, препараты, корректирующие манипуляции и др)
Резюмируя, хочу сказать, что счастливые люди с устроенной личной жизнью, вряд ли попадут в такой капкан. Секта - это некий суррогат семьи, только в основе не любовь, а получение некоего фиктивного превосходства над другими (ты знаешь то, что другие не знают и ты можешь дать, а лучше продать им это).
Если в семье ты продолжаешь строить по кирпичику стену своего рода, вкладываешь усилия и энергию в то, что останется после тебя. То в секте - ты кирпичик пирамиды, построенной для обладания твоими ресурсами несколькими чужими тебе людьми на вершине, на которую тебе никогда не попасть...

Re: Пишет читательница:

>в группе риска и в центре сектантского внимания люди, оказавшиеся в стрессовой ситуации

Все верно, первый момент при вовлечении в секту — человек должен быть внушаемым. У каждого человек свой уровень внушаемости в зависимости от его псих. организации. Но уровень внушаемости имеет тенденцию значительно повышаться в случае стресса. Понятно, что если человек в раздрае, в печали, одинокий, нереализовавшийся и т. п. - ему куда как проще подогнать на блюдечке с голубой каемочкой какой-нибудь готовый смысл жизни и оправдание существования, которые, возможно, он еще и сам ищет. Человек, который крепко стоит на ногах — скорее будет над эксклюзивными сектантскими предложениями тупо ржать/стать нах/ect.

Среди своих безумным поэтов я, кстати, проводила небольшой опрос на эту тему. Итоги даже на моей некрупной выборке вовсю подтверждают правило. Никто не назвал свое состояние и жизненную ситуацию стабильными на момент прихода в безумную поэзию. А пришли — и вау-вау-вау, какое занятие, какие люди. В общем, все четко по нотам.

Второй момент — сектантская приманка должна соответствовать интересам самого человека. Сложновато какбэ заставить даже внушаемого человека молиться инопланетянам, если он в них в принципе не верит.

>Секта - это некий суррогат семьи
Тоже верно, это явление и называется культовой семьей. При вовлечении в секту обычно демонстрируется сплоченная общность, к которой у человека может возникнуть искушение примкнуть, особенно если у него (см. выше) в жизни все не слава богу. И это же является одним из основных крючков, который будет впоследствии удерживать человека в секте. Так как в самой-то культовой идее он может однажды разочароваться, но весь его круг общения к тому времени уже ведь может состоять исключительно из граждан сектантов. Ну и куда и к кому ему идти, если некоторая теплая компашка — в общем-то единственные люди в его жизни? Он ведь потихоньку-полегоньку, но фактически отказался от общения с остальным социумом в пользу общения с братьями и сестрами по вере. Тоже у поэтов наблюдала, очень жутко выглядит.

Вообще сектоводство приравнивается к запрещенным опытах на людях и может дарить адептам ПТСР еще более кошмарный, чем отношения с отдельно взятым нарцем, реабилитация бывших сектантов очень долгая, очень сложная и не всегда со счастливым концом. Зависимость там формируется адская (некоторым ведь секта успевает заменить примерно всю жизнь), причем если адепта исключить на пике аддикции - немалый % даже жизнь самоубийством (!) кончает.

Считаю, что любая секта - это и есть нарц, только коллективный, что еще даже и ужаснее. Тем же механизмы вовлечения адептов и то же положение поставщиков ресурсов, мальчиков и девочек для битья и бесплатным рабов на чужих плантациях по итогам.

Я бы отдельным пунктом отметила "отсутствие стремления к получению знаний и к самоанализу". В этом случае хорошо подходит поговорка "Учение свет, а неученье- тьма".
Мне много лет помогает по хозяйству женщина из такой протестанской веры, как рассказано в предыдущей истории. Когда я с ней познакомилась, она сказала, что религиозна, потом выяснилось, что это иная религия, я впервые узнала, что такая существует в нашей стране. Эта женщина в молодости жила на Украине, и верующая она с детства, то есть еще в советское время это было (скорее всего с началом Перестройки появились все эти проповедники, хотя, кто знает).
Конкретно в моем примере я вижу человека, который не имеет нормального образования и приемлемого уровня знаний, но пытается этот пробел заместить знаниями, полученными исключительно в рамках своей религии. Все объяснения даются исключительно религиозными моментами.
На самом деле это очень удобно, не надо мучится, преодолевая сомнения в открывающихся истинах, не надо искать первоисточник, чтобы докопаться до сути и найти ответы, на возникающие вопросы пытливого ума. Достаточно принять объяснения, что можно, что нельзя, что хорошо, а что плохо, и больше вопросов не задавать.
Протестантская религия обязует рожать столько детей, сколько получится. Эта женщина рассказывала мне, что когда она ждала 5го ребенка, ее мучило давление, ее шатало от плохого самочувствия. Я знаю, что это очень опасное состояние, которое могло окончится плачевно без медицинского вмешательства и четверо детей остались бы без матери. Ей на тот момент было 30 и организм уже не выдерживал, но она намерена была рожать еще и еще, ведь "Бог поможет". В итоге организм видно понял, что еще одну беременность он не переживет и детей у нее больше не рождалось. Но похоже она так и не поняла, какому риску подвергалась.
Но больше всего меня потрясли рассуждения на тему детей, уже не помню, с чего начался разговор. То ли о болезнях мы говорили, то ли о проишествиях, в общем, эта дама говорит "если кто-то из моих детей умрет, значит так Бог захотел, всё в его руках". И так это спокойно было произнесено, что даже не знаю, что больше меня шокировало, смысл сказанно или такая спокойная интонация.

И на те или иные вещи она давала аналогичные объяснения, пару раз даже пыталась на полном серьёзе убедить моего мужа на тему, что хорошо, а что плохо. Это человека, который имеет совсем другой уровень образования и читал труды философов, в том числе на религиозные темы. )) Он, как человек воспитанный, не стал демонстрировать свои знания, да она бы вряд ли поняла, но как-то дал понять, что эту тему с ней обсуждать не намерен. И она перестала приставать, хотя реально попытки были.

Недавно она выдала свою дочь замуж, в рамках веры она могла найти мужа только из их религии, поэтому ей пришлому переехать на другой конец страны к мужу. Если честно, мне реально жаль эту девушку. В отличии от матери, она - очень интересный человек, жизнерадостный и отзывчивый, пару раз я привлекала её на подработку и общалась с ней. Хочется верить, что с мужем ей повезло, раз уж не повезло быть задуренной таким окружением.

Вот поэтому, я считаю и произошло прозрение автора предыдущей истории. Она со временем проанализировала всё то, что происходило с ней и пошла на решительные действия. Именно этим она и представляла опасность в глазах Светланы. Та понимала, что задурить рассудительного человека на всю жизнь не возможно.

Edited at 2018-03-13 07:36 pm (UTC)

Да, Стивен Хассен в сектологии это наше все.

В секту может попасть человек в минуту уязвимости, душевного раздрая. Т.е., собственно, _любой_ человек.

Плюс сектанты специально прилагают усилия, чтобы обмануть и изменить физическое и душевное состояние даже благополучных на данный момент людей.
(Изоляция, бомбардировка любовью, пищевые ограничения, депривация сна, человека заваливают инфой без возможности сделать перерыв, а вокруг только сторонники и т.д.) Вот уже и подмешивание психотропов в еду стали практиковать.

"В секту может попасть человек в минуту уязвимости, душевного раздрая. Т.е., собственно, _любой_ человек."

Вот, поспорила бы с этим. Меня пыталась затянуть в секту соседка, 5-6 лет пытается. Сейчас Иеговы запрещены, и она стала аккуратней. Но продолжает надеяться насчёт меня. Стали плотно общаться по поводу обустройства садика около дома. Красивая мягкая, умная женщина (она архитектор), потом уже и о жизни стали говорить. Поделилась проблемами с матерью, и она тут же включила свою обработку. Но её виденье проблемы настолько мне чуждо, что все ее разговоры только раздражали. Я ее ценю за определённые качества (мы поддерживаем отношения), но каждый раз останавливаю, когда начинает говорить про Бога.
Есть ещё примеры из моей жизни, но там люди не из секты, а обычные верующие.
Так что, тут не только момент душевного раздрая нужен....

?

Log in

No account? Create an account