?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Святые отцы - о зависти и хищниках (Анализ читательницы)
tanja_tank
Эти два поста должны быть особенно интересны верующим читателям или тем, кто еще не определился со своими мировоззрением. Читательница, подозревая в себе нарциссические черты, изучила труды святых отцов о зависти, ненависти, деструктивности и т.д.

"Я не так давно прочитала Вашу книгу «Бойся, я с тобой», первую часть трилогии. Стала задумываться о многих произведениях – фильмах, книгах, о том, что многие герои до знакомства с предметов выглядели не так, какими я их вижу сейчас.

Стала много думать о своей жизни, своем поведении с близкими, а также о том, как близкие ведут себя по отношению ко мне и друг к другу.

Стала обращать внимание на свои, мягко скажем, неблаговидные поступки. Многое из моей юности открылось мне совсем с другой стороны. Я увидела в себе много черт, описанных Вами в книге, и поняла, что, возможно, у меня, также как и у героев многих Ваших постов, есть нарциссическое расстройство личности. А ведь раньше я об этом задумывалась совсем-совсем мало. У Вас в книге было отмечено, что такие люди патологически завистливы, эгоистичны, тщеславны, не умеют сочувствовать другим.

Если честно, раньше мне всегда казалось, что я – человек, совершенно не склонный к зависти. Мне не нужно ничего чужого, мне совершенно все равно, если у соседей или коллег машина/квартира/телефон/одежда и т.п. лучше, чем у меня. Однако постепенно я стала вспоминать, как однажды отговорила свою подругу заниматься тем делом, которое ей было интересно, только потому, что я боялась, что она будет его делать лучше, чем я.

Вспомнила и другие свои неблаговидные поступки, причем многое из этого получалось как-бы само-собой, я совершенно не всегда задумываюсь о последствиях таких своих поступков, действуя под влиянием эмоций – обиды, например, или, опять же, зависти. Однако в последнее время стала об этом всем крепко думать.

Также я стала обращать внимание, что в Вашем блоге принято говорить о том, что таким людям исправиться невозможно. Я понимаю, почему возникло это мнение. Действительно, если жертва такого человека будет надеяться, что нарцисс вот сейчас пообещает, что все будет по-другому, что он подумал над своим поведением, что он больше так не будет, - это, скорее всего, не приведет ни к чему хорошему. Некоторое время нарцисс будет «хорошим», но потом все вернется на круги своя.

Однако что делать, если я заметила эти черты в себе и хочу от них избавиться? Неоднократно в комментариях к постам видела мнение о том, что нарциссу работать с психологом – это сделать еще хуже, потому что тогда нарцисс начинает понимать свою сущность и далее пользуется всем своим «арсеналом» уже вполне осознанно, постепенно становясь социопатом. Впрочем, для меня сразу было понятно, что работа с психологом – не мой вариант.
Являясь человеком верующим, я стала искать эту тему в Православии.

Мне стало интересно, что пишут про такое явление, как нарциссизм, а также про социопатов Святые Отцы. Мне не верилось, что люди, многие годы посвятившие борьбе с грехом, могли пройти мимо этого явления и никак не обозначить его в своих трудах. Только, возможно, называли они его по-другому. Я стала искать, что написано об этом, а также как искоренять в себе эти черты, потому что Святые Отцы говорят нам явно: спастись может каждый. Не знаю, как Вы отнесетесь к моим поискам, опубликуете у себя в блоге или нет, но я считаю, что православным людям это может помочь, а возможно, и не только православным. Я нашла довольно много информации. Естественно, все отправлять Вам просто нет смысла, я сделала небольшую выборку, которая, мне кажется, доступна для восприятия любым человеком, верующим в Бога. Впрочем, возможно, что найдется что-то полезное и для атеистов.

Во-первых, обращает на себя внимание Евангелие от Матфея. Там есть такие слова (7:15):

15Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. 16По плодам их узнаете их.

На мой взгляд, очень точное описание «героев» этого блога, правда, не все из них претендуют на то, чтобы быть пророками. У меня Евангелие с толкованием блаженного Феофилакта Болгарского, поэтому сразу приведу его комментарий к этому отрывку:

«Еретики обыкновенно бывают хитры и притворны, поэтому говорит:”Берегитесь”(будьте осторожны). Они предлагают сладкие речи и являют, по-видимому, житие честное, между тем внутри или в сердце их скрывается крючок. Под овечьей одеждою разумеется и та кротость, какою пользуются некоторые лицемеры для того, чтобы обласкать и обольстить. Они узнаются по плодам своим, то есть по делам и жизни. Хотя бы они (для других) на время и скрывались, но для внимательных всегда бывают явны».

Как мне кажется, получился замечательный портрет очередных основателей очередных сект. Но ведь он подходит не только сектантам, а любому, кто манипулятивными способами пытается привлечь к себе других людей для каких-то своих целей.
И далее Мф (гл. 7):

17 Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.


Блаженный Феофилакт:

«Лицемеры суть терновник и репейник: терновник, потому что уязвляют тайно, репейник – как хитрые и находчивые. Под злым же, то есть поврежденным, древом разумеется всякий, кого растлевает изнеженная и распутная жизнь, кто имеет дела лукавые и смрадные, неприятные Богу. (...) Пока, то есть оно зло или испорчено, не может: если же переменится и освободится от порчи, может приносить добрые плоды, потому что всякий человек от своей воли бывает или худ, или добр (...). Человека сравнивает с древом, поскольку, если захочет, может быть привит от бесплодного греха к добродетели, подобно как прививают бесплодное дерево, чтобы плодоносило».

Таким образом, вот еще одно подтверждение того, что человек, если действительно захочет (а не только напоказ, конечно), вполне может избавиться от своей гнилой сущности.

В книге у Вас, а также в блоге отмечалось, что деструктивным людям присущи такие черты, как лицемерие, зависть, эгоизм, неспособность сочувствовать другим, чрезмерная обидчивость, ненависть, злые слова, часто - измены. Временами они названы хищниками. Причем многие, как я поняла, еще и гордятся этими своими «особенностями». Зачем же человеку вообще от этих черт избавляться, если он их заметил у себя? А вот зачем:
Святой апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам, гл. 6:

9Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 10ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.11И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Здесь хищников не выделяю намеренно, т.к. не уверена, что тут имеется в виду – то же, что и волки хищные выше, или, например, разбойники.
И еще:

"Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют" (Гал. 5:19-21).»

Я не призываю тыкать носом всех подряд, у кого мы можем заметить такие черты. Однако если человек заметил это у себя, то это повод задуматься, на мой взгляд.

В общем, сначала я решила поискать поподробнее про зависть и способы борьбы с ней, так как с удивлением обнаружила эту черту у себя, хотя раньше я об этом не задумывалась вовсе.

Про зависть писали многие Святые Отцы. Особенно подробно упоминается этот порок в беседе Святителя Василия Великого «О зависти». На мой взгляд, вообще Святые Отцы приводят очень точное описание деструктивного человека, обсуждаемого в данном блоге. Вот несколько цитат:

Свт. Василий Великий:

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. (...) Крепок ли кто или здоров? - это поражает завистливого. Красив ли другой лицом, - это - новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это - удары и раны, наносимые в самое сердце завистника.»


И – да, завистник будет стараться, чтобы тот, кому он завидует, становился все более несчастным, а если он страдает – то чтобы страдал еще больше (при этом завистник делает вид, что сочувствует, а на самом деле растравляет печаль еще больше):

Свт. Василий Великий:

«Один предел ненависти - увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким. Тогда примиряется и делается другом, когда видит плачущим, встречает печальным. С веселящимся не веселится вместе, но с сетующим проливает слезы. И если оплакивает переворот жизни, по которому человек из такого счастия впал в такое несчастие, то не из человеколюбия, не из сострадательности хвалит прежнее его состояние, но чтобы более тягостным сделать для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен, и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нем слова. Как скоро видит, что многие с ним вместе начинают хвалить, опять переменяется, опять начинает завидовать умершему. Дивится богатству по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье хвалит и превозносит уже по наступлении болезней. И вообще, он враг того, что есть, и друг того, что погибло.»

Итак, что же ждет тех, кто общается с завистником? Может ли близкий человек как-то расположить завистника к себе? В историях блога неоднократно люди удивлялись, что вот, например, женщина все делает для своего мужа, и работает, и готовит-стирает-убирает, и относится с лаской и пониманием, но отношения только ухудшаются, а благодарности не видно, хотя она старается изо всех сил. Вот что говорит Василий Великий:

«Зависть есть самый непреодолимый род вражды. Других недоброжелателей делают более кроткими благотворения. Завистливого же и злонравного еще более раздражает сделанное ему добро. Чем больше видит он себе благодеяний, тем сильнее негодует, печалится и огорчается. Он более оскорбляется силою благодетеля, нежели чувствует благодарность за соделанное для него (...) Псы, если их кормят, делаются кроткими; львы, когда за ними ходят, становятся ручными. Но завистливые еще более свирепеют, когда оказывают им услуги.»

Таким образом, чем больше человек старается для завистника, тем больше завистник завидует его хорошим качествам, способностям и возможностям сделать что-то значимое, оказать кому-то помощь.

Интересно, что Святитель Василий Великий говорит, в общем-то, то же самое, что и Вы в своей книге – что с такими людьми нельзя общаться близко, а лучше – и вообще никак не общаться, т.к. завистники завидуют в основном близким, соседям, друзьям, коллегам, и, соответственно, им и вредят:

«Премудр был тот, кто запрещал и вечерять «с мужем завистливым» (Прит.23,6), под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как удобовозгораемое вещество заботимся мы класть подальше от огня, так, по мере возможности, не надобно сводить дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломонову, «ревность мужа от подруга своего» (Еккл.4,4). Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но коротко знакомым; и из знакомых - соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять - сверстникам, сродникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы.»

Вот и признаки, по которым можно узнать завистливых (ну, с внешним видом я уж не знаю, - не замечала, а вот то, как они рассуждают, - описано подробно):

Свт. Василий Великий:

«Завистливых можно узнать несколько и по самому лицу. Глаза у них сухи и тусклы, щеки впалы, брови навислы, душа возмущена страстию, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностию и приятностию, ни все прочее, достойное соревнования и внимания. Как коршуны, пролетая мимо многих лугов, многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое. И если случится в чем проступиться (как часто бывает с людьми), они разглашают это, хотят, чтобы по одному этому узнавали человека(...).Они искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока с ней смежного: мужественного называют дерзким, целомудренного - нечувствительным, справедливого - жестоким, благоразумного - коварным. Кто любит великолепие, на того клевещут, что у него грубый вкус; о щедром говорят, что расточителен, и о бережливом опять, что он скуп. И вообще всякий вид добродетели не остается у них без такого имени, которое заимствовано от противоположного порока.»

Свт. Иоанн Лествичник:

«Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить, или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое. Знай, что и это признак памятозлобного и завистливого человека, если он легко с удовольствием порицает учение, дела и добродетели ближнего, будучи одержим духом ненависти.»

Св. Ефрем Сирин:

«В ком зависть и соперничество, тот всем противник; ибо не хочет, чтобы предпочтен был ему другой. Заслуживающих одобрения он унижает; кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны; кто живет как должно, тех порицает, благоговейным гнушается, постящегося называет тщеславным, рачительного в псалмопении -любящим себя показать, скорого на услуги - жадным, расторопного в делах - славолюбивым, прилежно занимающегося книгами - празднолюбцем, искусного на ответы - чревоугодником. Завистливый никогда не радуется успеху другого. Если видит вознерадевшего о деле, не побудит, а скорее наставит на худое.(...) Всех ненавидит, перед всеми лицемерит, всем строит козни, перед всяким носит личину, ныне дружится с одним, а завтра с другим и в расположении ко всякому изменяется, подделывается к желанию каждого, и через несколько времени всякого осуждает, чернит одного перед другим, и каждого с каждым путает. Итак, страшная отрава - зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства.»

И если мы увидели в человеке, что он много плохого говорит о людях, переворачивая их хорошие черты, и почти ничего хорошего не говорит, - это повод задуматься. Если он, как говорит святой Ефрем Сирин, перед всяким «носит личину», «подделывается к желанию каждого», а после осуждает, ссорит людей между собой, - еще повод задуматься. Лицемерие – также признак зависти:

Свт. Василий Великий:

«Не видишь ли, какое зло - лицемерие? И оно - плод зависти, потому что двоедушие нрава бывает в людях по большей части от зависти, когда, скрывая в глубине ненависть, показывают наружность, прикрашенную любовию, и подобны подводным скалам, которые, будучи немного закрыты водою, причиняют неосторожным непредвиденное зло.»

Также можно еще обратить внимание на то, что если один обвиняет другого во всяких неважных мелочах, или совершенно несправедливо, как будто ищет повод, чтобы поругаться, оскорбить – вот еще один признак завистника, причем возможно, что завистник даже не признается себе в этом до конца и сам не знает истинной причины своего раздражения и гнева.

Прп. Иоанн Кассиан:

«...потому что они не по какой-нибудь вине других, а от счастья их мучаются, стыдятся обнаружить самую истину, а приискивают какие-нибудь сторонние, пустые и нелепые причины оскорбления. Так как эти причины вовсе ложны, то одно есть для них врачевание - извержение того смертоносного яда, который они не хотят обнаружить, скрывают в своем сердце.»

Также в блоге неоднократно было замечено, что у деструктивного человека как-бы пустота в душе. Интересно, как об этом пишут Святые Отцы:

Свт. Василий Великий:

«Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.»

Свт. Дмитрий Ростовский:

«Зависть подобна моли, съедающей ту одежду, в которой родится. И она съедает то сердце, в котором рождается.»

Свт. Иоанн Златоуст:

«Не так моль и черви съедают дерево и волну (шерсть), как горячка зависти съедает самые кости завистников и отравляет здравие души их.»

Причем зависть мучает человека постоянно, и он сам сильно мучается от этого, - в отличие от многих других страстей.

Свт. Иоанн Златоуст:

«Нет зла хуже зависти. Блудник, например, по крайней мере получает некоторое удовольствие, и в короткое время совершает свой грех; а завистливый мучит и терзает себя прежде того, кому завидует, и никогда не оставляет своего греха, но всегда остается в нем.»

Я бы сказала, что Святые Отцы вообще очень жестко высказываются об этом пороке:

Свт. Иоанн Златоуст:

«Зависть превращает человека в дьявола, и делает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство (мое прим. – убийство Каином Авеля), от нее презрена природа, от нее осквернена земля (мое прим. – имеется в виду от зависти сатаны к человеку, когда толкнул первых людей к грехопадению), от нее впоследствии разверзшейся землей поглощены живые Дафан, Корей и Авирон и погиб весь тот народ. (...) Как жуки питаются навозом, так и они, будучи некоторым образом общими врагами и противниками природы, находят для себя пищу в несчастьях других. »

(О том, как святые отцы предлагают бороться с собственной завистью - в следующем посте).

Не могу объяснить, почему, но не чувствую я, что автор является человеком с нарциссическим расстройством.

У меня такое же ощущение. А зависть в той или иной форме испытывали 99% людей. В своей жизни я припоминаю пару эпизодов зависти, но последний всплеск относится годам к 12. Считаю, что это нормально, стадии роста личности, остаточные явления детского "нарциссизма".

Спасибо за подборку цитат! Сама раньше увлекалась этой темой и нашла аналогии между нрл и описанием апокалипсиса, прихода антихриста итд.


Спасибо, что заговорили об этом. Сама, будучи верующим человеком и читателем этого блога, задумалась над той же проблемой. Поскольку, читая СО, автоматически начинаешь анализировать свое поведение и приходишь к выводу, что в тебе присутствует практически абсолютно все, что они осуждают.

Когда прочитала в этом блоге, что от нарциссизма нет излечения, впала в легкую панику.

А у меня явно нарцисстические черты: патологические зависть, ревность и обиды. А также тщеславие, резкий переход к ощущению собственной ничтожности и склонность использовать людей.

И завидую я чаще всего успеху коллег - даже несколько раз совершала подлости на этой почве - или материальному положению знакомых, которые лучше меня "устроились".

И вот уже пару десятков лет безуспешно пытаюсь с этим бороться. На поверхности даже есть успехи, а копни глубже, там все тот же смрад. ((

Нормальный человек испытывает весь спектр эмоций. Он может лгать, ревновать, завидовать, делать подлости и пр.


(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Зависть есть скорбь о благополучии ближнего"
Или, как однажды признался поручик Лермонтов: "Мне грустно - потому что весело тебе".

Любой человек "худ" по причине первородного греха. " Все согрешили и лишены славы Божьей".( К Рим. 3-23). И младенцы несут в себе "семя тли". ( Напр, кто учит малыша, что "конфетку скушал зайчик?). И " святые " отцы- грешники, хотя и моральнее и совестливее многих. Грех побеждается верой в то, что за него понес наказание Спаситель. Но поверить в это может тот, кто захочет признать, что в этом мире он не главный. А есть Бог, Он нас так любит, что отдал самое дорогое - Сына. "Хорош папаша",- скажите вы.Но то, что не укладывается в нашей голове не значит , что это не есть истина. Людей просто не волнует эта тема, все "гребут" сами. Верят в реинкарнацию, в "энергетику", в "эволюцию" и в прочее. А просто в Бога, как в живую, всемогущую, все сотворившую, всем управляющую ( без насилия нашей воли) силу -нет. Слава Богу за все, иначе я бы так и оставалась в духовном невежестве. Как победить грех? Просто верить, что Христос его уже победил. Расслабиться и ждать. А вот это и тяжело, хочется "заработать", чтобы потом гордиться.Закон( 10 заповедей) никто не выполнил, а вот благодать ( бесплатная любовь Божья) может все.

Страшно представить себе общество, где каждый творит, что только пожелается, но со святой верой в то, что Христос уже умер за твои грехи и всё, что ты делаешь плохого, спишется автоматом.
Имхо, не работает эта вера без "не суди и не судим будешь" - пока человек смотрит на мир, как на добро и зло, не будет спасения во Христе. Тут нужна полная перепрошивка мозга на все от Бога и всё по воле его, не хорошо - не плохо, а вот так и никак иначе.

(Deleted comment)
Можем почитать Мак-Вильямс про зависть нарциссов:
В клинической литературе постоянно подчеркивается стыд и зависть в качестве главных эмоций нарциссических личностей. "Если я внутренне убеждён, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишён. Зависть нередко лежит в основании другого широко известного качества нарциссических людей - склонности осуждать себя или других. Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение или путём критики"

Не нарциссы тоже испытывают зависть, это человеческое качество, но отличие в том, что не нарцисс не пытается разрушить того, кому завидует.

Вот именно, завидуйте, сколько хотите и можете, "в тряпочку". А вот если зависть -твой поводырь по жизни, как у нарцев, это уже опасно для всех остальных.

Нарцисс , по моему мнению, никогда не признает зависти в себе, ведь он безупречен. Если признать и назвать свой недостаток, грех - это уже решение вопроса на 50%.

Согласна. Нарцисса можно носом тыкать в его дурные поступки, он никогда в себе этого не признает. Он хороший, а плохие все окружающие

Мда... даже как-то дико видеть, как тут хотят притянуть пыльные религиозные догмы в темы психологии и психопатологии.
"Нет зла хуже зависти."
конечно. убийство, предательство, педофилия, насилие - это так, херня. а вот зависть - ууу, не по божески. *фейспалм*

Так-то зависть это вполне естественное человеческое состояние, старательно взрощенное в человеке эволюцией, и отклонением от нормы оно становится только тогда, когда начинает затмевать собой другие приоритеты в жизни, а целью существования на тот момент становится обсессия разрушить всё то, чему субъект завидует. А посему не стоит путать ее с нарц.патологией. Это первый момент.
И второй: этот очередной вопрос поста "тварь я нарциссичная или право на исправление имею". Проявление элементов токсичного поведения это еще не диагноз перверзника, вроде пора б уже это запомнить.


"Проявление элементов токсичного поведения это еще не диагноз перверзника, вроде пора б уже это запомнить".

Согласна.

Наверное, надо сначала сказать, что именно понимали святые отцы под той завистью, которая самый страшный грех. Ведь есть, так сказать, зависть обыкновенная - как желание жить такой же жизнью, как и другие люди, иметь то же, что и другие люди. И это желание побуждает что-то делать, ставить себе цели и работать над тем, чтобы их достичь.
И есть зависть патологическая, происходящая из самоощущения, что эти блага мне не могут быть доступны. Это отсутствие веры. Веры в себя, веры в жизнь, веры в Бога, как любящего Отца, веры вообще в существование кого-то любящего. Веры в хорошее вообще. Вот это - тот самый страшный грех, о котором и говорят святые отцы (а слово "грех" означает ошибка), потому что именно эта установка (ошибка, грех) лежит в основе всех других самых страшных преступлений, таких как убийства, предательства, педофилия, насилие и т.д.
В первом случае желание иметь что-то побуждает к созиданию, к работе. В этом же случае имеет место быть очень мрачное состояние, ощущение, что ничего стоящего для него не существует, возникает боль от невозможности никогда этим обладать, ненависть к тем, кто имеет недоступное благо и желание это разрушить. Ощущение несправедливости мира "почему им дано, а мне нет?" И агрессия "пусть ни у кого не будет, раз мне невозможно".
Почему этот грех считается самым тяжким - потому что человек ни во что не верит. У него нет никаких побудительных мотивов, чтобы исправиться. Исправиться что бы что? Так же ничего не иметь? Исправиться, чтобы не мешать жить другим? Вот эта ошибка блокирует мысли об исправлении еще до их зарождения. Скажите нарциссу об исправлении и получите злобный смех. Чтобы исправиться, вернее, чтобы хотеть исправиться, нужно поверить. Если нарцисс поверит, что он может быть по-настоящему счастлив, что для него это возможно, что это вообще существует в природе, только тогда он сможет допустить мысль, что ради этого можно как-то исправиться. Библия говорит, что для этого нужно поверить в Бога, как в любящего Отца, а это может быть только сознательным выбором самого человека.

Хм. Мне тут классовая проблема видится, классовая и экономическая. Если вспомнить, как давно всё это было написано - там же были очень жёсткие границы между сословиями, практически непреодолимые. И естественно, что бедный человек или раб завидовал жизни более привилегированных классов. Это, как вы выразились, зависть обыкновенная, желание лучшей жизни, свободы и т.д. Но! В том обществе эти блага бедному человеку были недоступны. Вообще, никогда. Глобальная несправедливость мира, не выдуманная, а реальная. И никакая вера, никакая работа над собой тут не поможет - родился рабом, и останешься рабом. Это надо быть выдающимся человеком, чтобы попытаться вырваться из своего класса, поднять бунт и т.д.
Поэтому в этих высказываниях святых отцов о зле зависти мне видится призыв к смирению для низших классов. Богатые живут лучше? А ты не завидуй. Веруй, на том свете авось воздастся. ЧТобы терпели, не бунтовали, не покушались на чужое имущество. Вместо уголовного кодекса, короче.

Да. Есть еще более точный перевод слова " грех" с др.арамейского - " не попасть в цель, мимо". Всего лишь обречь себя на бессмыслицу.

Я думаю, скорее речь о зависти к Господу. Попытка ставить себя Пупом Земли.


Думаю так много внимания именно в этой причине кроется. История грехопадения Люцифера, как основополгающий сюжет.

Edited at 2018-06-12 11:17 am (UTC)

Буддисты считают единственным (основным) грехом Невежество.Все прочие болезни души--только следствие .Вот, пожалуй, соглашусь с этим.

Так это, христианам только одно Знание надо - знание и исполнения Закона Божьего, а остальное от Лукавого.

Мне одному кажется, что христианство, в том виде и переводе, в той трактовке, что нам преподносят, вызывает, провоцирует шизофрению? Я имею в виду, вот эти слова о врагах и щеке и рубахе. Вот врагов этих плохих (или хороших?), их как любить надо? А ведь наше государство декларирует христианство, как нашему христианскому государству любить своих врагов? Что это значит ваще блин... Читает это с амвона священник, пастырь (пастух по-нашему) пастве, овцам Божьим, ну или рабам Божьим, как нравится, мол "любите врагов ваших" и все так про себя - да, да любите врагов. А ежели, например, ворог нападет, ну там Америка или Зимбабве, нам их любить или "Катюшами" укакошить? Так они вот самые, что ни на есть враги - вот любите их. Или всё-таки укакошить?

Идеи христианства по сути-то очень даже правильны: ценность жизни своей и чужой,нихт эскалация конфликта,нихт саморазрушение; и прочие хорошие вещи.Жаль не работает.

Не так. Например, про "щеку". Конечно, ударишь в ответ, и правильно сделаешь.И врагов Родины будешь уничтожать. Это - про другое.Мало ли кто что преподносит. Кто ищет, тот найдет. И на Иова Бог сатану не натравливал. Но не на этой площадке это обсуждать.

Да уж..20 столетий копья ломают за эту тему..) Лучше Экклезиаст почитать-- менее спорно и более поэтично.