?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
"Что делать, если..." (Отзыв читательницы о книге Людмилы Петрановской)
tanja_tank
Многие из нас вышли из семей той или иной степени токсичности и сейчас, став родителями сами, больше всего боятся повторить ошибки своих отцов и матерей. И хорошая литература нам в помощь.

Читательница Валентина, мама трёх детей, прочитала книгу Людмилы Петрановской «Что делать, если…» и решила поделиться с нами своими впечатлениями.

В комментариях, в числе прочего, можно рассказать, как поступали ваши родители, когда подобные вопросы возникали у вас. Как вы считаете с высоты прожитых лет, их реакции были правильными? Что вы чувствовали тогда?

"Людмила Владимировна Петрановская - российский психолог, педагог и публицист. Окончила филологический факультет Ташкентского университета и в дальнейшем окончила Институт Психоанализа.

Книг адресована детям, но в начале её идёт важное обращение к родителям. Детство принято считать самым счастливым и безмятежным временем жизни. То есть это взрослым так кажется, когда они смотрят на детей: играй, учись, радуйся, за тебя всё решают, заботятся, защищают, любят. Благодать!

Однако сами дети почему-то не в курсе, что их жизнь столь безоблачна. Напротив, они много из-за чего расстраиваются, многое переживают более остро и болезненно, чем мы с вами.

В школьную программу входит курс ОБЖ, но на этих уроках учат правилам безопасности в особых экстремальных ситуациях, которые случаются редко: пожар, землетрясение, захват заложников. А неприятности менее крупные, которые случаются с детьми постоянно: встреча со злой собакой, конфликты со сверстниками, боязнь чудища из страшного фильма - в учебниках не рассматриваются, да и взрослым часто кажутся несерьезными.

Но для маленького человека это важные проблемы, и детям необходимо знать, как действовать в таких ситуациях. Именно таким вопросам посвящена первая часть книги.

А во второй части речь идет о тех вопросах, которые возникают у детей чуть постарше. Здесь речь идет не только и не столько о борьбе со страхом, но и о принятии решений, об ответственности. Для маленьких детей, сознающих свою слабость в огромном мире, главное - справляться с тревогой, чтобы страх не мешал узнавать новое. Для школьников важнее уметь оценить риски и знать, что иногда все же стоит испугаться. А родителям важно уметь дать почувствовать своему ребенку: семья - на его стороне, это надежный тыл и лучшая гарантия безопасности.

В ней много картинок, и картинок очень весёлых. Они нарисованы замечательным художником Андреем Селивановым с большим юмором, и это не случайно. Собственно, у нас есть только три способа справиться со страхом: знания, мужество и юмор. Знания помогают не бояться, когда бояться не стоит, мужество - не терять самообладания, когда есть все основания для страха, ну а юмор - сбросить напряжение, посмотреть на всё с иной, менее серьёзной точки зрения и тем самым стать сильнее страха.

Вот, например, какие ситуации разбирает автор.  Что делать если…
- ты потерялся
- не успел выйти из вагона метро
- ты один дома, а в дверь звонят
- тебе повстречались чужие собаки
- твоя кошка залезла на дерево
- слишком жарко или слишком холодно
- погода становится опасной
- тебя дразнят ребята
- с тобой никто не дружит
- тебя сильно обижают
- пристаёт незнакомый человек
- ты боишься темноты и монстров
- ты поранился
- в доме выключили свет
- ты застрял в лифте
- в доме начался пожар
- что-то случилось во время купания
- ты хочешь собаку, а родители против
- учиться трудно
- у тебя плохая память
- ты неусидчивый и рассеянный
- у тебя очень плохой почерк
- твои друзья задумали плохое
- тебе предлагают попробовать наркотики, закурить или выпить

Книга очень объёмная, красочная. Как только я увидела оглавление, то уже не смогла вернуть её на полку в магазине. Первым делом сама читала главу про боязнь собак и темноты. Жалко, что в моём детстве не читали подобных книг. Эта книга будет полезна всем родителям, Людмила Петрановская умеет писать, дотрагиваясь до души. Потрясает здравым смыслом, простым и понятным изложением, спокойствием и уравновешенностью советов.

Писательница советует почитать эту книгу вместе с детьми своими, хотя бы в первый раз. Тогда они смогут что-то с вами обсудить, задать вопросы, а может быть, сразу выполнить какие-то рекомендации, хотя бы узнать и выучить ваш рабочий телефон.

Как родитель и как семейный психолог Людмила много думала о том, как говорить с детьми о страхе, обо всём том, что их пугает или объективно может оказаться опасным. Говорить так, чтобы не усиливать страх, чтобы предупредить, но не запугать. Собственно, из этих размышлений и родилась идея написать книжку для детей того самого возраста, когда они многое впервые начинают делать самостоятельно, без взрослых: гулять, ходить в магазин, возвращаться из школы, оставаться дома. А ещё знакомятся со сверстниками в новых коллективах - в классе, в кружке, в лагере. Сталкиваются с обидой, несправедливостью, одиночеством.

Обычно когда речь идёт о том, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, мы часто не знаем, что делать. Объясняем, что вампира под кроватью нет, а он всё равно боится.

Обещаем, что у зубного врача будет больно совсем чуть-чуть, а ребёнок плачет от страха.

Из-за поведения неправильного родителей у детей формируются неврозы и фобии, которые совсем не добавляют радости в жизни. Я очень советую эту книгу Людмилы Петрановской всем родителям. Есть и другие ее книги, они так же проникнуты адекватным, мягким и правильным подходом".

  • 1
Поддерживаю отзыв! Сейчас ребенок читает "Что делать если - 2". Очень полезная и доступная книга для детского чтения.

Спасибо за отзыв! Захотелось почитать.

А у нас эта книга в виде игры на карточках.

У меня в детстве был страх темноты и спасибо родителям, что хотя бы не усиливали его, заставляя спать в темноте, как это бывало с детьми, а старались нивелировать: у нас по полночи горела настольная лампа, хотя мы спали до школы в одной комнате, позже отец - инженер сделал для меня датчик на дверь (в середине 80х), от которого включался свет в коридоре, когда выходила ночью из комнаты, а мама приходила ко мне, когда я уже отдельно спала, по первой просьбе и стоически ждала, когда я засну. Хотя сейчас, имея своих детей, мне понятно, как это тяжело бегать сонной посреди ночи, когда утром надо на работу.
Но всё это , к сожалению, не помогло моему страху исчезнуть. Он лишь трансформировался.

Как жаль, что страх не исчез :( У моего ребенка сейчас такая же проблема, боится спать в темноте, всю ночь свет горит на кухне. Недавно только начала засыпать сама, без меня, но со светом и обложившись горой игрушек.
Ночевала как-то у бабушки (моей матери), та сказала, что бояться нечего и в туалет ночью в темноте через всю квартиру ребенок должен идти. И кстати, до света в туалете она тоже не достает, но "чего там бояться, ничего страшного же". Утром мать мне звонит и жалуется, что ребенок описился ночью (ребенок уже года 4 не писиется в кровать). Убить была готова недобабушку.

Да уж, было у них такое слишком суровое воспитание, если я решила, что должен ходить через всю квартиру ночью идти в туалет, то это будет так и никак иначе.

Тут мне кажется, два момента, почему это было так. Во-1, это хороший способ сломить волю, ну и что что тебе страшно, все равно будет по-моему. И во-2, отношение как к вещи, разве неодушевленному предмету не все равно в темноте он находится или при свете, мы ведь уходя вечером из дома не оставляем свет, чтобы мебели было не страшно.

Даже мои родители, оставляли приоткрытой дверь в соседнюю комнату, откуда поступал свет в детскую.
Писец бабуля.


Блин, если даже твои, значит моя вообще копец монстр... Не перестаю удивляться этому, милейшая женщина ведь... со стороны

Ага. Так, для сравнения. Когда захочется пожалеть крокодила с крокодильими слезами.

Люди боятся не темноты,а Того Что В Темноте.Это архаический,древний страх,когда за световым кругом костра-хищники. Чего на самом деле боится ребенок,оставаясь в темной комнате,надо выяснять.И еще часто дети с сильным воображением,фантазией,потенциально творческие боятся темноты.

" Люди боятся не темноты,а Того Что В Темноте."
Вот да. Но что делать со своим воображением, которое похлеще голливудских блокбастеров, вот вопрос.

Дать ему задание навоображать добрых драконов, фей и супергероев которые монстров побеждают или прогоняют или трансформируют.

Ну блин, я творческая личность вроде, а вот явных страхов нет. Это при моём-то детстве с нарциссихами биомамашей и сестрой, да парашей с психвыходками.


Я знаю и обратные практические случаи, когда резкая стимуляция страха, неожиданная, шокирующая, сначала может и вызывает ор, но потом, после успокоения, страх проходит навсегда.
Так что не всё так однозначно.
Есть и другая особенность внимания ребенка - его можно отвлечь на что-то и переключить. Не сидеть бояться болючего укола, не успокаивать что один раз уколет, что надо, и т.д., а отвлечь от мыслей об уколе, носиться по коридору, смеяться, и т.д., а после того, как неожиданно вкололи, так что понять не успел - не плакать, что вкололи, а отвлечь на интересную книжку читать или мультфильмы смотреть. С темнотой мне кажется тоже самое.
Заставлять спать в темноте, разрешать спать при свете - примерно одинаково бессмысленно с точки зрения воздействия на фобию (заставлять конечно хуже, но по другим причинам - чтобы ребенок с детства и всю жизнь знал что его нельзя заставлять, никому, хочется ж чтоб свои дети выросли хозяевами жизни) . Ваш пример это подтверждает.
А что бы я делал на месте родителей - это придумал какие-то занятия, которыми можно заниматься только в темноте. Придумывать сказки, театр теней от фонаря за окном, и т.д.. Максимально отвлечь от страха, заполнить душу и мысли, чтоб страху уже не было места, как-то так.

"Я знаю и обратные практические случаи, когда резкая стимуляция страха, неожиданная, шокирующая, сначала может и вызывает ор, но потом, после успокоения, страх проходит навсегда."

А я знаю случаи, когда ребёнка бросили в воду, чтобы научить плавать, а теперь взрослый человек глубже щиколоток не заходит. Возможны последствия и похуже, типа панических атак, там уже и до проблем со здоровьем недалеко, поэтому я бы никому не советовала учить ребёнка бороться со своими страхами таким варварским способом.

На счёт занятий в темноте, конечно, нужно пробовать разные способы преодоления, только я подозреваю, что природа страха она несколько глубже, чем большинство думает. Я не боялась темноты, если рядом кто-то был. Позже я не боялась темноты, когда в квартире были родители и они не спали. А вот когда я знала, что они спят, мне было жутко страшно. Страх постоянно трансформируется, допустим, я же понимала в более взрослом возрасте, что в темноте некого нет и вообще квартира закрыта. При свете дня мне смешно думать, что там можно бояться.
Один психолог сказал, что страх темноты - это не в темноте дело, через темноту запускаются подсознательные страхи, как вариант, страх смерти (ассоциация с могилой). Не думаю, что родителям под силу решать такие задачи.

Родителям под силу учить ребенка не переливать из пустого в порожнее (как в сказке о топоре над дверью), а жить не смотря на темноту.
Разбирать, чего на самом деле боится человек, когда боится темноты, можно вечно. А можно приучить отвлекаться от страха, придумывая чего-то интересное в темноте, например. Вроде как ответа на вопрос чего боялся не получено (да и не нужен он, в человека естественно заложено куча экзистенциальных страхов), а страх ушел на второй план.

PS. Я сам много лет, почти до 30, боялся заходить "глубже щиколотки", причем, родители лет с 10 достаточно деликатно учили плавать, пошагово, постепенно, вроде всё получалось, а страшно - не могу отплыть где чуть глубже. Даже мысль сходить в бассейн вызывала страх.
Довел до комфортного уровня, чтоб нормально купаться в ближайших озерах, в поездках на море, в бассейне, только тренировками уже в зрелом возрасте, буквально заставляя себя плавать где не достаю до дна. Постепенно перестал думать об этом, а удовольствие стало перевешивать.
Так что кто его знает, от того ли, что бросили в воду, у того мужика страх заходить глубже щиколотки, или он и так был.
Не думаю, что если бы меня бросили в воду, то страх был бы сильнее, куда уж сильнее :)


Edited at 2018-07-16 11:49 am (UTC)

"Родителям под силу учить ребенка не переливать из пустого в порожнее (как в сказке о топоре над дверью), а жить не смотря на темноту."

А разве темнота - это вся жизнь? Мы вроде не в темной пещере время проводили и в целом моя жизнь сложилась успешней большинства сверстников, несмотря на имеющийся страх.
Может и благодаря тому, что родители не лезли со своими советами и желанием управлять моей жизнью, прислушиваясь к моим потребностям (среди которых не было желания преодолеть страх). Потому, что вот в таком желании научить против воли "не переливать из пустого в порожнее", есть что-то нездоровое. Родитель берет на себя функции бога, считая что ему лучше известно, что для ребенка "пустое и порожнее". А это не так. Может он только, что был на пороге великого изобретения в своей "пустоте" и вообще, он никому не должен быть активным и успешным.

На этом я дискуссию сворачиваю, так как у нас с вами разные взгляды на воспитание детей, и спорить бессмысленно.

А ещё, иногда при рекомендованом выше обучении плаванию, иногда дети погибают. И в лагере от рук причиняющего добро знаментитого инструктора и на отдыхе, от рук недопапаши. Есть статьи, видео.


К сожалению, люди вообще иногда погибают. Тонут и не умеющие плавать, например, дети, пошедшие плавать (но не умеющие) за компанию, и умеющие плавать, переоценившие свои силы, дети и взрослые.
И под присмотром родителей (потому что сюрпрайз - если не знать, как со стороны выглядит тонущий человек, понять что он тонет, сложно), и без присмотра.
Конкретно с бросанием в воду - полагаю, проблема в другом, логично родителям растить детей так, чтобы дети всю жизнь знали, впитали с молоком, как в известном анекдоте, "а меня - нельзя", а бросание в воду этой парадигме противоречит.
А так-то любой риск конечно лучше если под присмотром-участием родителей.
Оптимально, наверное, в стиле "сам не заметил, как поплыл" / "сам не заметил, как поехал на велосипеде", и т.д.. В любом случае, по моему опыту, чтобы научиться плавать, самое главное адаптироваться именно к отсутствию дна под ногами. Я научился плавать фактически лет в 30, хотя родители учили лет с 10. Т.е. плыть я мог, а плавать, купаться в водоеме не умел. Возможно, бросание в воду бы сделало обучение куда эффективнее. Возможно стоило бы придумать какую-то мотивацию, материальную, "проплывешь туда - получишь то-то", возможно отвлекая разговорами каждый день незаметно отплывать туда, где глубоко, всё дальше и дальше ("сам не заметил как научился"). Это в 30 ты знаешь, что нужно научиться, и плывешь туда где нет дна по расписанию, пока удовольствие не перевесит страх.

Edited at 2018-07-19 08:56 am (UTC)

А как вам вариант - держать фонарик возле кровати - чтоб в любой момент можно было посветить когда монстры начинают рисоваться?

отличная книжка. Благодаря ей наш сын четко уяснил, что его жизнь - самое главное. Вот это, что "твоя жизнь важнее всего", стало для него открытием.
Многие ситуации стали него понятными. Было смешно наблюдать, как он свою старшую сестру учит как себя вести если потерялся.
Эта книга обязательна к прочтению всем родителям и детям.

Вообще, есть какое-то мнение, даже не мнение, а образ мысли, что ребенок ничего не понимает, что он - как какая-то милая зверушка... Можно прилюдно, например, рассказать, как он описался и чтобы все посмеялись. Вот сегодня случай был. Бабушка подходит в песочнице к своей внучке, которой лет 5-6, и громогласно заявляет, что внучка-то без трусов и уже полная писюля песка. Рассказывает со смехом мне, как такое получилось. Потом звонит матери, столь же громогласно описывает ситуацию, просит купить по пути трусы. На любую попытку девочку сесть не на корточки, бабушка со смехом кричит:
- Да не садись ты так! Ты ж без трусов! Уже полная писюля песка!
И в этой ситуации видно, что бабушка внучку любит, действительно, любит, и не винит ее, а сама себя.. И люди окружающие вполне благодушно настроены, никто не думает смеяться над девочкой, кто-то даже посоветовал, где можно поблизости трусы-то купить (а вдруг бы там были мальчишки лет 8-9, которые бы обязательно посмеялись, не думаю, что бабушку это остановило бы). И все улыбаются, и бабушка смеется - косы-то заплела, а трусы-то не надела. И как бы все нормально, и девочка не обижена, нет - играет себе, как и играла, только на корточках сидит. И не со зла бабушка, уж точно. Просто нет у нее в голове такого, что у ребенка есть личные границы, которые надо соблюдать. И громогласно вещать на весь район про трусы и про писюлю в песке - это очень неправильно. Но бабушка так воспитана сама, вот и все.

Я в другой стране. Да и что я узнаю?..


Книги и статьи Петрановской супер, у нас обе "Что делать если" и ещё несколько.
Но стоит знать, что Петрановская не смотря ни на что (а ведь работает с детьми сиротами, большая часть которых из жутких семей и вовсе не сироты) за священность кровных уз.


  • 1