?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
"Проигравший безумец" Евгений Арбенин (Разбор читательницы)
tanja_tank
Читательница побывала на спектакле "Маскарад" по Лермонтову и решила поделиться мыслями по поводу главного героя Арбенина. В комментариях предлагаю не ограничиваться Арбениным, да и в принципе Лермонтовым, а рассуждать о литературных героях всех времен и народов.

Меня сейчас, например, занимают "выдуманный человек" Клим Самгин и "кровопивушка" Иудушка Головлев. Со временем будут разборы.

...А вообще, классно, что вы присылаете все больше своих разборов! :)

"В этом году удалось побывать на спектакле «Маскарад» по пьесе Лермонтова. В нашем городе этот спектакль является топовым в местном театре, и много лет подряд собирает аншлаги.

Перед посещением спектакля, я посмотрела видео, где монолог Арбенина читал Сергей Шакуров, актеру удалось передать классическую версию героя «побитого жизнью», «видавшего виды», «разочарованного травматика» «обладавшего мятежным духом», как утверждает Википедия. В исполнении театрального актера Арбенин пережил трансформацию образа и зазвучал по иному, по-нарциссически.

Честно признаться, я люблю творчество Лермонтова, оно все пронизано неким надрывом, все герои невероятно страстные натуры. В поэме «Измаил Бей» Лермонтов описывает кавказцев:

И дики тех ущелий племена,
Им бог — свобода, их закон — война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;

Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье.


Классическая модель Лермонтовского героя, безотносительно его национальности. Для него характерно: постоянное пребывание во враждебности, попирание гуманистических норм, обладание исключительным правом на эксплуатацию, слабый самоконтроль, жизнь на уровне архаичных инстинктов, давно табуированных современной культурой. Темные идеалы сверкают ярче светлых. Это универсальный ключ к пониманию его героев.

Евгений Арбенин - это некий гибрид Отелло с Евгением Онегиным, от Отелло он взял аффективные реакции, а от Онегина имя и претенциозную мотивацию. Это мужчина средних лет, с богатым прошлым с кучей совращенных утилизированных женщин:


В кругу обманщиц милых я напрасно
И глупо юность погубил;
Любим был часто пламенно и страстно,
И ни одну из них я не любил.

Романа не начав, я знал уже развязку,
И для других сердец твердил
Слова любви, как няня сказку
.


Помимо женщин, это череда людей, чьи жизни Арбенин сломал за игорным столом. Игрок - вот наиболее емкая характеристика подходящая нашему герою. Именно там мы впервые видим Арбенина, когда он бескорыстно и благородно, помогает молодому князю Звездичу отыграться. Безусловно, и зритель, и читатель в этой сцене проникается широтой поступка, и великодушием Арбенина, не подозревая, что Звездич падет очередной жертвой Арбенина.

Что говорят про Арбенина в обществе:

В твоей груди уж крылся этот холод
То адское презренье ко всему,
Которым ты гордился всюду.

Не знаю, приписать его к уму,
Иль к обстоятельствам – я разбирать не буду
Твоей души – её поймёт лишь Бог,
Который сотворить один такую мог!


Лермонтов любит тему «ни такого, как все», «limited edition», это объясняется магическим мышлением нарца. Презрение, является личностной доминантой Арбенина и коренится глубоко в его мировоззрении. Он презирает общество, презирает людей, презирает жизнь в целом.

Жизнь – вещь пустая;
Покуда в сердце быстро льется кровь, –
Все в мире нам и радость, и отрада!
Пройдут года желаний и страстей –
И все вокруг темней, темней!
Что жизнь? – давно известная шарада
Для упражнения детей.
Где первое – рожденье, где второе
Ужасный ряд забот и муки тайных ран,
Где смерть – последнее, а целое – обман
.


Похожую речь, можно встретить в поэме «Демон»:

Что люди, что их жизнь и труд?
они прошли, они пройдут.


Арбенин наделен теми же демоническими чертами, он «сверх-человек» «право имеющий».

Сердце холодно и спит воображенье,
Они все чужды мне, и я им всем чужой.


Воображения нарцисс напрочь лишен, он живет лишь за счет деструктива, в нем нет творчества. Близость повергает его в ужас. Арбенин не предлагает других жизненных альтернатив, и не проясняет причин своей мизантропии, она существует «априори». Жизнь нарцисса заполнена пустотой, мраком и обманом, он собственно это и проецирует в своих разговорах, он этим живет.

Я странствовал, играл, был ветрен и трудился,
Постиг друзей, коварную любовь,
Чинов я не хотел, а славы не добился.
Богат и без гроша был скукою томим.
Везде я видел зло и, гордый, перед ним
Нигде не преклонился.


Занятно, что Арбенин презирает общество, но в его прошлом были попытки снискать славу, но об этом позже. В каком-то исследовании я читала, что гордые люди и нарциссизм - это две стороны одной монеты, ведь если приглядеться к этому качеству, гордость равно гнев плюс радость. Гнев - одна из главных эмоций нарцисса.

Несмотря на то, что Арбенин презирает общество, он дрожит о своей чести:

Карету обыщи ты вдоль и поперек
Потерян там браслет... Избави бог
Тебе вернуться без него!
О чести,
О счастии моем тут речь идет.


Казалось бы, зачем так переживать о мнении «насекомоподобных» представителей социума? Но Арбенин боится утратить холодный блеск своего отражения, только так он может ощутить идентичность расколотого и размытого «Я».

Как можно описать отношения Арбенина с женой Ниной? С самого начала можно проследить, что она жертва:

И я нашел жену, покорное созданье,
Она была прекрасна и нежна,
Как агнец божий на закланье,
Мной к алтарю она приведена
.


Нина - также набор функциональных характеристик, хорошо сдобренный страхом разотождествления с нарциссическим ресурсом:

Все, что осталось мне от жизни, это ты:
Созданье слабое, но ангел красоты:
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье...
Я человек: пока они мои,
Без них нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!


Арбенин многократно подчеркивает слабость своей жены, опуская ее на уровень мира животных, и оставляя за собой право вершить ее судьбу:

Но если я обманут... если я
Обманут... если на груди моей змея
Так много дней была согрета, - если точно
Я правду отгадал... и, лаской усыплен,
С другим осмеян был заочно!
Послушай, Нина... я рожден
С душой кипучею, как лава,
Покуда не растопится, тверда
Она, как камень... но плоха забава
С ее потоком встретиться! тогда,
Тогда не ожидай прощенья -
Закона я на месть свою не призову,
Но сам, без слез и сожаленья,
Две наши жизни разорву!


Он боится быть осмеянным, и видит кругом обман, его жизнь постоянное ожидание «возвратного кармического удара». Убийство Нины, не заставляет себя долго ждать, при чем над ее убийством Арбенин не размышляет долго, и не вдается в подробности дела, не давая ей и слова сказать, наблюдает за ее предсмертной агонией «без сожаления и участия».

Месть Звездичу также не особо обдуманна, но более изощрена, чем убийство Нины. Арбенина не устраивает обычное банкротство Звездича, через проигрыш, он жаждет тотального уничтожения, он лишает чести молодого князя, сокрушая его публичную личность, за которую так трясется антагонист Арбенин.

В финальных сценах пьесы мы видим нашего героя за игорным столом, за этим столом мы его увидели и в начале, эксперимент с счастливой семейной жизнью провалился, и Арбенин вернулся в родную стихию, где он чувствует пульс жизни. Нет ни капли раскаяния или сожаления на его лице, он статичен и не рефлексирует.

В конце пьесы Арбенина навещает незнакомец в сопровождении князя Звездича, они сообщают ему, что Нина была невиновна. На сцену выходит девушка в белых одеждах и маске, олицетворяющая безумие, и окутывает Арбенина белой простыней, он смотрит в зал пустым бессмысленным взглядом. И кажется, причина его безумия не в совершении зверского поступка, а в том, что его зеркало стало отражать его одураченным, проигравшим безумцем, захлебнувшимся нарциссическим стыдом.

  • 1

Спектакль мне не пришлось посмотреть, к сожалению.Насколько я помню из текста , Арбенин наслаждался агонией Нины, она умоляла его послать за доктором. Тогда он мне показался уже безумным и, кажется, Лермонтов ему сочувствует, как будто бы и он сам мог бы поступить подобным образом...


Прочитала, что Лермонтов очень хотел увидеть свой «Маскарад» на сцене, но для этого пьесу пришлось сильно изменить. Цензор писал, что в переделанной пьесе «все гнусности удалены». Интересно, сохранилась ли первоначальная версия, потому что «Лермонтов вытравлял из пьесы все, на что указывал цензор».

В четырехтомнике Лермонтова есть пьеса "Арбенин" - нечто вроде черновой версии "Маскарада", в которой Нина действительно изменяла, а вот яд Арбенин не подсыпал - только сказал, что сделал это, и наслаждался муками жены, признавшейся в измене и умолявшей позвать доктора, а потом "великодушно простил"... Не знаю точно, относится ли прочитанное Вами к правке именно этой версии.

Сама не знаю, только начала читать
К.Ломунова про эту пьесу. Интересно, но большой текст. Ищу, как мне кажется, ответ на вопрос: зачем Лермонтов в главные герои определял себе подобных (или себя)?

Когда цензура не разрешила и второй вариант «Маскарада» для сцены, Лермонтов ее максимально изменяет и появляется «Арбенин». Не наоборот.

Но я нашла, что авторский вариант «Маскарада» не сохранился, интересно, что там было такого ужасного с точки зрения цензора?

Вот действительно. Тогдашняя цензура интересовалась, как мне кажется, прежде всего крамолой против религии или государства...

В вики написано, что цензора ужасало, что Арбенин отравил невинную жену. В след.редакции Нина стала виновной женой... Цензору не нравились «слишком резкие страсти», и что Арбенин не наказан даже судьбой.

Может, что прояснит ещё Ломунов.

Прекрасный разбор, великолепно, спасибо.

Хотелось бы добавить немного истории.
«Маскарад» Лермонтов написал в 1835 году, первый вариант состоял из 3 действий и заканчивался смертью Нины. Темы наказания, возмездия в первом варианте не было. Вообще, в поэтике Лермонтова демонстративно отсутствует тема наказания злодея, он её добавляет только под давлением цензора.

В декабре 1834 года Лермонтов опять встречает Сушкову - это начало его мести. Весной 35 года он пишет в письме одной знакомой: «Теперь я не пишу романов- я их делаю. Итак, вы видите, что я хорошо отомстил за слезы, которые кокетство (Сушковой) заставило меня пролить 5 лет назад». Как мстил Лермонтов Сушковой Таня Танк описывала.

Что было 5 лет назад? За что Лермонтов мстил? Вот за это, наверно:
«Сашенька и я, точно, мы обращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших глазах, декламировал нам Пушкина, Ламартина и был неразлучен с огромным Байроном... Как любил он под вечерок пускаться с нами в самые сантиментальные суждения, а мы, чтоб подразнить его, в ответ подадим ему волан или веревочку, уверяя, что по его летам ему свойственнее прыгать и скакать, чем прикидываться непонятым и неоцененным снимком с первейших поэтов».
Лермонтову тогда 16 лет, Сушковой- 18.

В этот 1835 год произошло ещё одно событие. До повторной встречи с Сушковой у Лермонтова был роман с Варварой Лопухиной. «Она разогрела мою любовь, я предался ей как судьбе, она не требовала ни обещаний, ни клятв..., но сама клялась любить меня вечно - мы расстались» - писал кому-то Лермонтов. Расстались, я уверена, из-за деструктивности Лермонтова, потому что в мае 35 года Варя, поверив в слухи о женитьбе Лермонтова на Сушковой, выходит замуж за нелюбимого Бахметьева (старше на 17 лет).

Когда Лермонтову об этом сообщили, он очень расстроился.

Вот такие события предшествовали появлению «Маскарада». Не знаю, повлияло ли это на создание пьесы или нет. Интересно мнение автора.

Лермонтов неисчерпаем, что ни говори. Спасибо автору за разбор.
Конечно, когда такой нарцис действительно мстит, по жизни- это катастрофа.
В раскаяние Арбенина мне не верится. И разве сам Лермонтов раскаивался, что отомстил Сушковой?

  • 1