?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
"На зависть королеве" (Анализ рассказа)
tanja_tank
Читательница обстоятельно разобрала рассказ Ирины Щегловой «На зависть королеве», который прочитала в подростковом возрасте. Основная тема вещи - зависть.

"Не берусь ставить диагноз подруге главной героини, но её поведение определённо имеет деструктивный характер и лично мне напоминает нарциссическую зависть.

Рассказ ведётся от лица девятиклассницы Дианы, которая в первом же абзаце сообщает, что многие в школе зовут её Диной, и объясняет, почему.

"Диной меня назвала Марина.
Когда я впервые пришла в свой класс, учительница, видимо, не знала, как меня зовут. Но вошла Маринка, подала ей журнал и что-то шепнула на ухо. Классная кивнула и представила меня: «Познакомьтесь, ребята. Это – Дина». Я поправила ее: «Диана». Классная смутилась, посмотрела в журнал, потом на меня:
– Ах, да, извини, пожалуйста, Диана.
С тех пор и пошла эта путаница.
«Дина короче и проще, – уверяла меня Маринка, – а Диана это уж как-то слишком!»


У меня лично уже остался осадок от поступка Марины по отношению к однокласснице, поскольку именно она заварила эту кашу с путаницей имён (может быть, нечаянно, но, скорее всего, специально, чтобы изменить имя, которое «уж как-то слишком»). Это своего рода покушение на индивидуальность Дианы, попытка упростить её.

Но всё же выводы по столь незначительному эпизоду делать рано, потому давайте разберём отношения девушек более подробно.

Марина лучшая подруга Дианы. Они дружили с шестого класса и практически никогда не ссорились и, несмотря на манеру Маринки задирать нос, общались на равных. Но к девятому классу их что-то в их отношениях изменилось.

"Потом я с удивлением стала замечать: стоило мне высказать свое мнение, сказать что-то важное, и Маринка смотрела на меня надменно и вздергивала подбородок. Интересно, когда же я впервые это заметила? Недавно…
А причина изменившегося поведения подруги, по мнению Дианы, заключалась во внешнем преображении Марины.
В девятом классе Маринка сильно вытянулась, похудела и возомнила себя необыкновенной красавицей.
Она так и говорила, вертясь перед зеркалом:
– Гляди, у меня все идеально, – она вытягивала шею, изгибалась и посматривала на мое отражение, маячившее за ее спиной. – Подойди, – она хватала меня, ставила рядом с собой и улыбалась покровительственно, – вот, видишь. Все познается в сравнении.
А я, как назло, поправилась и рядом с ней казалась себе смешной кубышкой.
– Да, – вздыхала я, – действительно, ты – очень хорошенькая".


Дальше в рассказе Дианы упоминается один необычный пунктик касательно Марины: она считает, что в её роду были князья и очень этим гордится. Марина убеждает всех, что её фамилия Шуйцева произошла от фамилии Шуйский. Она говорит, что аристократов преследовали во времена революции и потому её предки решили перестраховаться, немного изменив фамилию.

"История Маринкиной семьи произвела на меня сильное впечатление. Я даже с мамой поделилась. Вот, дескать, какие у Маринки предки!
Правда, мама была не столь уверена в знатности Маринкиного рода.
– Откуда такие сведения? – удивилась мама. – Маринин отец вырос в детском доме, он вряд ли что-то знает о своих родителях. А вот бабушка, мамина мама, действительно из старой московской интеллигенции. Там есть чем гордиться.
– Но фамилия! – напомнила я.
– В каждой семье есть свои легенды, – сказала мама, – твой прадед, например, утверждал, что он выходец из старинного аристократического рода, причем, немецкого.
– Ух, ты! Это правда?
Мама засмеялась:
– Не знаю. Но, насколько мне известно, отец твоего прадеда был портным. Его расстреляли за участие в мятеже против советской власти.
– Вот, видишь! Может, он и правда был аристократом до революции, а потом стал портным!
– В те времена не разбирали, кто князь, кто крестьянин. Твоего прадеда тоже едва не расстреляли, хотя ему было всего пятнадцать лет. Это сегодня все кинулись искать в себе дворянскую кровь. Модно! А тогда дети отказывались от родителей, если тех объявляли врагами народа.
– Ну вот, все сходится. Всякие князья и дворяне, чтоб скрыть свое происхождение, меняли фамилии. Шуйские стали Шуйцевыми.
– Если Маринке нравится быть княжной, пусть будет, – улыбнулась мама. – Можешь ей сказать, что ты тоже голубых кровей.
«Так-то оно так», – думала я, но яркость Маринкиной легенды померкла, уж слишком много «но». Так любого можно в князья записать. Мало ли у кого какая фамилия…
Но я все-таки, рассказала Маринке свою родословную.
– Пф! – она фыркнула, но потом приобняла меня за плечи и покровительственно улыбнулась: – Портной… я так и думала, что-то в этом роде… Знаешь, не переживай, это ведь совершенно не важно. Царь Петр дружил с Меншиковым, а тот был, как известно, из простых… и, кстати, немцев Петр уважал!"


Теперь Марина не только утверждается за счёт Дианы, но и смотрит «сверху вниз» на подругу, мол, смотри, я царской крови, ты обычной, скажи «спасибо», что тебя допустили к общению с элитой. Себя-то она сравнивает аж с Петром Первым! Воистину нарциссические замашки!

В Маринку влюбляется одноклассник Антон, который является фанатом произведения Дюма «Три мушкетёра». Это своего рода «фишка их класса». Четыре друга (Антон, Дэн, Владька и Паша)воображают себя Атосом, Портосом, Арамисом и Д’Артаньяном, а также распределяют оставшиеся роли между одноклассниками.

"В один из выходных дней мне позвонила Маринка и весьма торжественно сообщила:
– Антон звонил, сказал, что я – Констанция.
Я обрадовалась:
– Он влюбился?! Теперь-то уж точно!
– Мне все равно, влюбился он или нет, – довольно холодно заявила Марина, – но он сказал, что роль Миледи больше всего подходит тебе!"


Диана понимает, что Антон её ненавидит так же, как Д’Артаньян ненавидит Миледи. Она пытается понять, чем вызвана эта ненависть к ней и почему Маринка отвергает Антона.

"– Он не похож на принца, – объяснила Маринка.
Помню, я всплеснула руками и засмеялась:
– Не похож? Да ведь это же так романтично! Он называет себя мушкетером, а тебе отводит роль прекрасной Констанции!
– Угу, – засопела Маринка, – мелкопоместный дворянчик и жена галантерейщика! Хороша парочка, нечего сказать! Нет, я предпочла бы роль Анны Австрийской! – мечтательно добавила она, – королева Франции и герцог Бэкингем!
– Его же убили! – напомнила я.
– Не важно, – отмахнулась Маринка, – зато королева была красивейшей женщиной своего времени, а герцог – самым известным кавалером в Европе".


Довольно показательный эпизод. Маринка, конечно, считает себя особенной девушкой, принадлежащей к высшему обществу, королевой. А королеве подданный в мужья не годится. Маринке важны статус, внешность и обеспеченность избранника. А Тоха, хоть и имеет богатых родителей, «внешне не принц», увы и ах.

Неприятная ситуация случилась на дне рождения Антона: Маринка отказалась прийти, не объяснив причины. Тоха расстроился и обиделся. На следующий день прошёл слух, что Диана отговорила подругу идти на день рождения. Антон узнал это и перестал общаться с Дианой. Девушка пытается выяснить причину игнора у Дэна, который дружит с Тохой.

"Надо сказать, Дэну я всегда симпатизировала. Я думала, что тоже ему симпатична. По крайней мере так утверждала Маринка. Сама я ничего такого не замечала, но привыкла верить подруге. Не станет же она просто так утверждать, что Дэн ко мне неровно дышит. Поэтому, когда я поставила свой рюкзак на стул рядом с ним, то ожидала, что Дэн обрадуется или сделает вид, что ему, вроде как, все равно. Но он вздрогнул и уставился на меня, словно я – не я, а какой-то монстр из ужастика".

Диана расспрашивает Дэна об отношении Антона к ней, но тот отказывается отвечать.

"– Послушай, я подумала… – тут я смешалась, подбирая слова, но учительница сделала нам замечание, пришлось замолчать, а потом ляпнула, уже не думая: – Я знаю, что нравлюсь тебе, и ты мне тоже, поэтому…
– Кто тебе сказал?! – Дэн забыл, где находится, и произнес это почти в полный голос.
Учительница пообещала выпроводить нас в коридор, если мы не успокоимся.
Мы притихли. Но, по-видимому, я все-таки задела Дэна за живое, потому что, спустя несколько минут, он написал мне на клочке бумаги: «Кто тебе сказал?»
Я ответила: «Маринка».


Дэн опровергает это и ставит Диану в неловкое положение. Он признаётся, что недолюбливал её, поскольку думал, что она распустила слух о его влюблённости. Диана сильно расстраивается и не знает, как себя вести.

"Он опять посмотрел на меня, размышляя: сказать мне или нет. Все-таки решился: «Тохе сообщили, будто ты уговорила Маринку не ходить к нему на день рождения, потому что сама не собиралась, а она без тебя не хотела».
«Это неправда», – ответила я.
Он прочитал и недоверчиво качнул головой.
«Ты отговаривала Маринку встречаться с Тохой?» – появилось на бумаге. Дэн снова внимательно посмотрел на меня. Мне нечего было стесняться, поэтому я посмотрела ему прямо в глаза.
«Никогда, ничего подобного не было!» – размашисто черкнула я.
Кажется, Дэн немного удивился или растерялся, не знаю, во всяком случае, больше он ничего не писал".


После уроков с Дианой решила поговорить Илона, её одноклассница. Выясняется, что их дома находятся рядом. Девушки начинают общаться и обнаруживают, что им интересно друг с другом. Они обсуждают разные темы, людей и их поступки. Илона не ладит с классом и до общения с Дианой дружила только с Ларисой, тихой и глуповатой одноклассницей.

"Почему же раньше я не обращала на нее внимания? Да и никто в нашем классе особенно не интересовался ею. У нее была единственная подружка – Лариса. Их воспринимали как неразлучную парочку серых мышек. И действительно: учились обе кое-как, перебиваясь с троек на четверки; особенной красотой не блистали. И, если говорить совсем уж честно, мы все считали их девчонками недалекими, в основном, из-за Ларисы, конечно, с ее вечными глупыми вопросами и не менее глупыми поступками. Илона, та чаще отмалчивалась, держалась особняком, но, так как она все время была с Ларисой, то и ее зачислили в разряд дурнушек-дурочек.
И вот, на тебе: на самом деле Илона оказалась весьма и весьма продвинутой девчонкой. Я спросила у нее: почему она так держится, почему не выйдет из тени. Илона только усмехнулась:
– А мне не за чем приобретать какое-то влияние в классе или завоевывать симпатии. Мне скучно, безумно скучно, – призналась она.
Класс не любил Илону, она отвечала ему тем же.
– А с Лариской тебе весело? – спрашивала я. – Она же глупенькая!
– Она хороший человечек, – заступалась Илона, – Лариска не способна на подлость. Очень редкое качество, – и она пристально всматривалась в меня, ожидая ответа.
Я же никогда не сталкивалась с подлостью, а потому считала, что настоящих подлецов мало и мир в основном состоит из хороших людей. Я все время доказывала это Илоне. Она говорила, что мне можно позавидовать. Почему? Да потому что я счастливый человек, раз не встречала плохих людей.
А еще Илона умела слушать. А я, честно говоря, отвыкла от того, что меня кто-то слушает. Чаще приходилось слушать самой: родителей, Маринку, учителей…"


Диана настолько увлекается общением с Илоной, что забывает о Маринке, с которой хотела выяснить отношения после признания Дэна. Теперь понятно, почему Антон называл Диану Миледи: он считал её подлой завистливой сплетницей. Она догадывается, что слухи распустила Маринка, но по-прежнему не понимает, зачем.

"Наконец, Маринка появилась в классе. Она прошла мимо меня с гордо поднятой головой, даже не кивнув на мое приветствие. Я удивилась и пожала плечами. Маринка, конечно, девчонка с характером, но такое с ней случилось впервые. Наверное, обиделась на меня за то, что я ей не звонила".

Одноклассники устраивают Маринке бойкот из-за клеветы насчёт Дианы, но сама Диана бойкот не поддерживает. Бывшие подруги игнорируют друг друга.

"– Зачем она это сделала? – недоумевала я, – если я чем-то обидела ее, то почему она не сказала мне об этом?
– Тебе лучше у нее самой спросить, – советовала Илона. Но я поняла, что она просто отмалчивается. Естественно, у нее уже сложилось собственное мнение о происходящем, но она предпочитала держать его при себе.
Маринка молчала, я тоже.
Казалось, бойкот ее никак не трогает. Гордо появлялась со звонком и так же гордо покидала класс".


Диана продолжает общаться с Илоной и понимает, что та достаточно умная и эрудированная девушка. Она хочет помочь Илоне повысить успеваемость, но выясняет, что во многих вопросах одноклассница разбирается даже лучше нёё. Диану удивляет равнодушие Илоны к оценкам.

"Но когда я уж слишком доставала ее рассуждениями о высоких оценках, Илона не выдерживала и спрашивала:
– А тебе не обидно? Ты самая красивая девчонка в классе, а строишь из себя дурнушку!
– Я?!
Признаться, красавицей себя я не считала. Так, обычная девчонка, каких много. Вот, Маринка – это да! Она высокая, ноги от ушей. Мы измеряли, 117 сантиметров, как у знаменитых манекенщиц…
Но Илона быстренько разбивала мои доводы:
– Ноги длинные, но это еще не показатель красоты, верно? При этом щиколотки слишком толстые, руки грубые, кожа бледная, под глазами мешки, ресницы и брови белесые, нижняя губа выпячена, да еще веснушки! Нет уж, какая она красавица? Да и кто тебе сказал?
– Ну…
– В том-то и дело, – усмехалась Илона. – Она сама так сказала, а ты поверила.
– В классе так считают, – не сдавалась я.
– Кто? Тоха? Так он влюблен, ему положено".


Выясняется, что Илона вовсе не очарована красотой Маринки. Она пытается доказать Диане собственную привлекательность, но та по-прежнему комплексует из-за внешности. Вскоре Диана пересекается с Мариной.

"Как-то перед выходными Илона повела меня к своей соседке Рите. Рита училась в параллельном классе и, оказывается, давно приятельствовала с Илоной. Каково же было мое удивление, когда у Риты мы столкнулись с Маринкой.
Тут уж, хочешь – не хочешь, пришлось общаться. Мы обе успешно сделали вид, что никакого бойкота не было, да и ссоры тоже, болтали, как всегда, непринужденно, словно не существовало этих месяцев, когда мы едва кивали друг другу. Илона снова загадочно улыбалась и молчала. Маринка вела себя со мной очень корректно. Даже комплимент отвесила по поводу того, что я стала хорошо выглядеть. Я приятно удивилась и подумала, что наша размолвка подействовала на нее положительно, что теперь-то Маринка кое-что осознала, и мы сможем общаться, как и раньше, только теперь наше общение будет на равных".


Диана осознаёт, что скучает по Маринке и надеется наладить с ней отношения. Они вместе собираются ехать на дачу.

"Сама дачка была небольшая и очень светлая, с круговой верандой и большими окнами. На маленьком огородике родители сажали все, что только можно: и помидоры, и картошку, и ягоды… «Чтоб ничего не покупать, чтоб зря не тратить деньги», объясняла Маринка. Она гордилась этим.
Я, конечно, знала, что семья у них небогатая, и все-таки часто удивлялась этой их экономии, доходящей до абсурда. Чайные пакетики не выбрасывались, а заваривались многократно, мясо они, по-моему, вообще не ели, «сейчас нет натурального мяса» и «все вокруг заражено…» – брезгливо морщась, сообщала Маринка, когда я приходила в гости. Мы садились за стол на кухне, пили чай из многократно выполосканных пакетиков и ели жареную мойву.
Правда, у меня дома Маринка частенько спрашивала, «нет ли чего-нибудь поесть», и с жадностью набрасывалась на мамины блюда: плов, бефстроганов, борщ, отбивные или бифштексы.
Мама вздыхала:
– Бледненькая какая Марина, и далась им эта машина!
– При чем здесь машина? – удивилась я.
– Отец машину хочет, вот они и копят, – объяснила мама, – а дети голодные бегают.
– Ладно тебе, повторяешь чужие сплетни! – возмутилась я.
– Да при чем здесь сплетни, – обиделась мама. – Сама не видишь, что ли?
Честно говоря, ничего я не видела. Маринка всегда фыркала и возмущалась, когда при ней говорили о покупке новой машины, или мебели, или техники. Она называла все это мещанством, и сообщала с самым независимым видом, что их старый телевизор в тысячу раз лучше всех этих новомодных экранов, что компьютер ей не нужен, что отец прекрасно обходится и без машины, а если она нужна, так можно заказать такси…

Такси они не заказывали. На дачу ее родители добирались на автобусе. Правда, сама Маринка не отказывалась доехать с нами".

А вот и двойные стандарты. Из описания видно, что Маринка, стесняясь бедности своей семьи, пытается перевернуть ситуацию, выйти из неё негласным победителем. Ведь мяса они не едят, потому что заботятся о здоровье и отдают предпочтение натуральным продуктам. В то же время ничего не мешает ей есть мясо в гостях у Дианы, немного «забыв» свои убеждения и гордость. И в машине Дианиных родителей она с удовольствием ездит на дачу.

(Продолжение в следующем посте)

  • 1
“учились обе кое-как, перебиваясь с троек на четверки; особенной красотой не блистали. И, если говорить совсем уж честно, мы все считали их девчонками недалекими, в основном, из-за Ларисы, конечно, с ее вечными глупыми вопросами и не менее глупыми поступками. Илона, та чаще отмалчивалась, держалась особняком, но, так как она все время была с Ларисой, то и ее зачислили в разряд дурнушек-дурочек.”

Ну вот зачем опытную и умную Илону надо было такой написать? Это не образ умной девушки. А все остальное хорошо.

Мне вообще образ Илоны кажется нежизненным, надуманным. Понятно, что для развития конфликта (в литературоведческом смысле) нужен герой-"разоблачитель". Но Илона что-то прошаренная не по годам. Часом даже возникают мысли: не юная ли это маркиза Мертей? :)))

А это обсирание "белесой" Маринки и воспевание Дианы как первой красавицы класса?

А спокойное наблюдение и ожидание, когда Диана сама прозреет?

А совершенно непонятная встреча поссорившихся Марины и Дианы дома у Илониной подружки? Такое ощущение, что их "сводили".

Да-да, похожие мысли. Даже не знаю, что думать по этому поводу.

ИМХО в Илоне попытка написать шизоида, вполне удволетворительная как для образа третьестепенного персонажа. Но почему "не выглядит"? Потому что шизоид без своей изюминки (филателия, книги, животные, шахматы все что угодно, что дает безопасный выход эмоциям, как клапан) - это как нарц без пустоты внутри и без зависти. Потому и настораживает - если нет " клапана", тем кто читал о нарцах сразу видеться нарц- и это правда - ведь только у выдуманной личности нет слабостей. Правда, и сил жить, а не "вампирить" тоже нет. Вот потому была бы Илона вечно с шахматными задачами,повареннойээ книгой или этюдником - и все стало б норм.

Edited at 2018-10-05 04:40 pm (UTC)

Посмотрела интервью с автором повести, впечатление нормальное. Деструктивной не кажется. Насколько я поняла, это её первая повесть на заказ, 2006 год. Написала за две недели, возможно поэтому Илона такая сырая как образ. В интервью говорила, что нужно правильное сочетание опыта и фантазии в произведении, чем сама грешит (на мой взгляд))). На сегодняшний день написано более 50 произведений, много пишет для подростков.

  • 1