Перверзные нарциссисты, психопаты (tanja_tank) wrote,
Перверзные нарциссисты, психопаты
tanja_tank

Categories:

Глава секты против журналиста (Разбор манипуляций в фильме "Таинство")

Читательница Алёна сделала разбор манипуляций лидера секты в фильме "Таинство" («The Sacrament», 2013, США, режиссёр Тай Уэст) и считает, что знание этих приемов поможет вам своевременно распознавать их в разговоре с токсичными людьми.

Автор разрешила опубликовать свои контакты, так что при желании вы можете написать ей на почту mail.ru: aljonaiva или ВКонтакте id464006936.

Картина Франциско Понс Арнау "Кушающая фрукт" подобрана для иллюстрации самой Алёной.

Читаем!


"Увлекательный триллер «Таинство» о религиозной секте снят в жанре псевдодокументального фильма. Режиссёра на создание фильма вдохновила реальная трагическая история членов религиозной коммуны «Джонстаун».

Для удобства условно разделим фильм «Таинство» на четыре части.

1. Знакомство с главными героями и основной целью их поездки в закрытую религиозную общину «Edem Parish» (Эдемский приход), состоящую из ушедших от современной цивилизации людей.

2. Прибытие в общину и идиллическое впечатления о месте, которое позиционируется как «Небеса на земле». Интервью со счастливыми членами «Edem Parish».


3. Интервью репортёра Сэма с основателем и идеологическим лидером общины по прозвищу Отец, которому поклоняются члены общины.

4. Несогласие многих членов общины с политикой Отца и острое желание покинуть Общину. Отбытие из общины главных героев. Трагический конец.

Я разберу третью часть, где искусный манипулятор Отец дает интервью репортеру Сэму. Умение Отца вести разговор, бить на эмоции, постановка речи, демонстрация своего авторитета заставили опытного репортёра Сэма, подготовленного к этому интервью, растеряться, испытать неловкость, полностью рассредоточиться и начать оправдываться.

Уже после этого интервью встревоженный Сэм заявил, что его «выбили из седла» и это было самое странное интервью за всю его карьеру.

Так что же сделал Отец? Какие он использовал манипуляции?

Предпосылками того, что Сэм поддастся манипуляциям, являются:

- новая и весьма необычная обстановка («здесь такая странная энергетика»)

- сама ситуация (сестра его лучшего друга занимает особое место в этой общине);

- напряжение от расставленных по периметру людей с автоматами (человек в таких обстоятельствах чувствует себя не вполне уверенно); «здесь полно странных людей»,

- демонстрация счастья людей и их внешнее благополучие (Сэм немного проникся идей, что эти потерявшие некогда надежду люди нашли здесь то, что искали).

Само интервью проводилось, когда было совсем темно – после заката солнца (человеческий фактор – усталость, накопившаяся за день – дорога, изучение места, съёмки, общение с людьми).

Повлияло и решение Отца организовать праздник в честь гостей - музыка, пение, танцы, огни в темноте вводят в особое эмоциональное состояние, затормаживают мыслительные процессы.

Отец согласился дать интервью Сэму только перед всеми членами общины (на общественном собрании), что усилило  впечатление, которое производил на людей харизматичный и самоуверенный Отец. Поскольку это интервью было на публику, Сэма постоянно сбивали с толка овации и прочие знаки одобрения членов общины в адрес своего лидера.

Под влиянием этих обстоятельств у Сэма ослабляется управление собственными эмоциями, и он позволяет Отцу поднимать вопросы, которые находятся вне списка вопросов из блокнота, написанных при подготовке к их беседе, и вне зоны интересов проведения интервью (личные вопросы Отца про жену Сэма и ребёнка).

Также Сэм позволяет Отцу далеко уходить от заданного вопроса и говорить пространными туманными фразами.

Теряя поставленную цель беседы, Сэм начинает цепляться за эмоциональные крючки, развешанные манипулятором в ходе беседы, обращает чрезмерное внимание на тон Отца, пытается пояснять Отцу и публике, что на самом деле он имел ввиду.

Мастерство манипуляций Отца состоит и в невербальном воздействии: открытая поза Отца, доброжелательное рукопожатие с Сэмом, тёмные очки на глазах (собеседнику трудно считывать эмоции). Это также помогло Отцу вывести интервью на выгодную ему тональность.

Вербальные манипуляторные воздействия на примере фраз Отца

- Манипуляция через обвинение с использованием иронии или сарказма.

Когда Сэм сказал что на въезде были замечены люди с автоматами и спросил: «Зачем вам оружие?», Отец стал использовать насмешливый тон и обвинение в адрес Сэма:

«А! Ну вот... Теперь вы понимаете, почему я не люблю СМИ (смех Отца и одобряющий смех членов Общины). Мы говорим всего 5 минут, а вы уже ищете к чему придраться».

После этого Сэм стал оправдываться, т.к. вероятно, у него возникло впечатление, что его совсем не так поняли и чтобы отвести подозрение в предвзятости: гостеприимный Отец и дружелюбные члены Общины ему ради репортажа сделали исключение, а Сэм как-то «неправильно» ведёт себя.

Далее Отец обращается к Сэму на «ты», т.е. сокращает межличностную дистанцию и с этого момента перехватывает инициативу в беседе. Он начинает контролировать и направлять разговор в нужное ему русло, сам задавать вопросы Сэму. Дальше он продолжил обвинение Сэма, которое носило более скрытый характер.

«В этом нет твоей вины. Ты сам не замечаешь, как это делаешь. Ты приучен мыслить так. Ты приехал из больного жестокого общества. Естественно тебя меньше интересует красота нашей Общины, чем оружие, которым мы защищаем свои границы».

Здесь Отец заставляет чувствовать Сэма недостойным, своеобразная тонкая тактика пристыжения, чтобы у Сэма возникло ощущение собственной неадекватности.

Далее это используется, когда Сэм спрашивает про финансы, на которые строилась община. У слушателя интервью благодаря манипуляциям Отца может сложиться впечатление, что Сэма интересуют лишь деньги и оружие, а не окружающая красота, и не то что несчастные люди нашли своё счастье и цель жизни, а также то, что всё духовное и эстетическое чуждо Сэму, так как он пришёл из «внешнего» лживого алчного мира.

Сказанное Отцом для членов общины можно перефразировать так:

«Он [Cэм] из загнивающего общества без человеческих ценностей. Следовательно, его мнение о нас может быть предвзятым».

- Манипуляция через обращение к эмоциям - наигранное огорчение.

Отец с конечной целью убедить Сэма в его ошибочном понимании их мировоззрения заявляет:

«А! Сэм, твои формулировки рвут моё сердце».

Это звучит ещё и как упрёк с целью формирования неуверенности Сэма и его осторожности при задавании вопросов.

- Манипуляция через сомнительный комплимент и насмешку.

Мы видим как Отец показывает через некое принижение свою доминантность перед Сэмом:

«Я догадывался, что ты не глуп [громкий смех Отца]. Этот улей Нью-Йорк ещё не совсем запудрил тебе мозги».

Такое воздействие вводит репортёра в состояние далеко не конструктивного настроя при проведении интервью, что вызвало у него защитную реакцию, и Сэм стал заглядывать в блокнот с вопросами, чтобы перевести беседу в нужное ему русло и попытаться сосредоточиться.

- Манипуляция «Верьте мне»

Отец даёт понять, что он честен, чист, открыт, чтобы вызвать доверие и дать понять, что он вовсе не тот человек, который будет вводить людей в заблуждение:

«Ряд правительственных агентов следят за мной и моей деятельностью уже много лет. Это общеизвестно. Я не держу этого в секрете».

- Манипуляция через вызывание жалости, сочувствия и сострадания

Отец сообщает, как ему было тяжело, чтобы объединить несчастных людей и построить Райскую общину, насколько его миссия трудна и опасна, что на нём висит огромная ответственность перед всеми жителями общины. Отец также пытался вызвать жалость Сэма к членам общины:

«Видишь всех этих людей? Они пришли, потому что у них не было ничего. С рождения они отщепенцы, изгои... без единого шанса. Я на своей шкуре это испытал. Общество много лет назад отвернулось от этих людей. Но я никогда. Я знаю, что это такое потерять надежду. Чувствовать себя в ловушке».

Отец активно использует приём переведения разговора к тому, что вызывает сильные эмоции. То, что жители общины находились в большой беде, но смогли собраться и выкарабкаться, преодолеть себя, а это вызывает чувства теплоты и некого уважения.

Манипуляция также вызывает чувство уважения и к лидеру общины, т.к. он сам указывает на свои человеческие достоинства – заботливость, ответственность, верность своему делу, желание помогать и нести добро людям не словами, а конкретными действиями.

- Манипуляция "прогнозируемое непонимание".

В угоду своим интересам Отец спрогнозировал непонимание репортёра (приём «чтение мыслей собеседника»)  жизни в общине с приёмом подстройки к Сэму:

«Я с сочувствием отношусь к твоему непониманию, как и все мы. Мы разделяем это чувство».

Это один из опасных видов манипуляций - «я знаю, что ты чувствуешь», т.к. создаётся впечатление, что не человек перед манипулятором, а открытая книга, что всё неявное ему тоже известно. А это очень обезоруживает.

- Манипуляция «Лесть или комплимент».

Эмоциональное поглаживание после пристыжения и насмешек, проявление симпатии. Отец для ослабления критики в свой адрес даёт понять, что признает наличие честности у Сэма и др. человеческих достоинств:

«Я не верю СМИ. Там ложь на лжи и ложью погоняет. Главное - продать побольше материала. Но вот я смотрю на тебя, Сэм, и вижу, ты другой. Я вижу, тебе не всё равно».

Создаётся ощущение того, что Отец, несмотря на различия в мировоззрениях, хорошо понимает чувства и ценности Сэма.

Призыв Отца к жалости используется как призыв к эмоции и нравственности:

«Эти люди ‑ моя семья, мои дети. И когда ты будешь писать свою статью, то, пожалуйста, не забывай об этом. А когда станешь в красках сочинять сюжет, помни, от тебя зависят их жизни».

Применён упрёк в непрофессионализме Сэма, т.е. его необъёктивности как журналиста.

- Манипуляция через обобщение, абсолютизация оценки.

Лидер общины обобщает свой негативный опыт взаимодействия с миром и людьми, существенно искажая реальность:

«Я побывал в каждом городе и в каждом посёлке. И знаешь, что я там увидел? Нищету, насилие, жадность и расизм. Всё с чего начинается загнивание общества».

Отец навешивает свои собственные суждения о внешнем мире, которые нужны именно ему, и намеренно создаёт отрицательные чувства о мире. Намерено создаёт впечатление глубоко знающего жизнь человека интонацией решительно высказанных доводов.

Также Отец умышленно с целью накалить атмосферу стал говорить о своём видении ситуации в стране («всё плохо»):

«Америка разваливается… Страна запушена… Ценности давным-давно утрачены. Ваше правительство недееспособно».

Он подает своё мнение, свои впечатления как объективную оценку ситуации.

- Манипуляция «Я просто дурачусь!».

Насмешками манипулятор прощупывает болевые точки Сэма и заодно поднимает себе самооценку, добавив, что беспокоиться нет причин.

«Сдаётся мне, тебе любопытно, откуда я узнал про твою жену. Не так ли? Расслабься, Сэм. Я просто дурачусь».

Был применён приём ошарашивания личным и очень волнительным для Сэма вопросом, после которого он не в состоянии был «собраться»» - о том, что жена Сэма  находится на позднем сроке беременности.

- Манипуляция снижения порога критичности через «эмоциональное заражение».

Манипуляторное воздействие Отца, чтобы Сэм обратил своё внимание на чувства других людей с целью зарядить сказанное нужными ему эмоциями для преодоления защитных барьеров психики у человека и заставить переживать по поводу услышанного.

«Все эти лица. Взгляни на эти радостные лица. Запомни увиденное, Сэм. На тебе огромная ответственность. Надеюсь, ты это осознаешь».

Когда на тебя смотрят глаза сотни людей и имеется соответствующая эмоциональная обстановка (празнование, собрание), невольно вступает в силу эффект эмоционального заражения.

- Манипуляция «Чтение мыслей или игра на опережение».

Заблаговременный отвод от себя всевозможных подозрений через «чтение мыслей»:

«Но не спешите называть меня коммунистом или социалистом или как вы там называете людей, которые протягивают руку помощи ближнему. Позвольте напомнить одну вещь. Все великие лидеры, которые пытались достичь того же что и мы, потерпели поражение и были уничтожены».

Эта фраза дает понять слушателю, что Отец помогает Божьим душам, создаёт райское общество без насилия и вражды, но это всё активно карается современным обществом (могут убить). Это манипуляция чувством справедливости.

...Я разобрала основные манипуляторные воздействия Отца в ходе интервью. Фильм «Таинство», на мой взгляд, заслуживает внимания из-за хорошо прописанных персонажей и отчётливого показа границ адекватности и неадекватности. Фильм даёт понимание причин, почему люди попадают в секты и как там на них воздействуют.

...
Tags: агрессия окружения, газлайтинг, грандиозный нарцисс, деструктивный сценарий, нарциссический ресурс, о чем этот фильм, психопат, секта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments