?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Блиц-криг Марии Полозовой. Окончание
tanja_tank
На следующий день после театра Санина опять ждут в апартаментах Полозовых. Нужно в десятый раз «излагать дело». На пару с женой голову ему морочит и сам Ипполит — впрочем, это такой же, как жена, психопат, только абсолютно аморфный, бездеятельный. Его стезя — сыто жить, развлекаясь наблюдением за «шалостями» жены и заключая с ней пари, соблазнит ли она очередную жертву.

«Санин принялся "излагать дело", то есть опять, во второй раз, описывать свое имение, но уже не касаясь красот природы и от времени до времени ссылаясь на Полозова, для подтверждения приводимых "фактов и цифр". Но Полозов только хмыкал и головой покачивал - одобрительно ли или неодобрительно - этого, кажется, сам черт бы не разобрал.

Впрочем, Марья Николаевна и не нуждалась в его участии. Она выказывала такие коммерческие и административные способности, что оставалось только изумляться! Вся подноготная хозяйства была ей отлично известна; она обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое ее слово попадало в цель, ставило точку прямо на I».


(Обратим внимание: какая качественная проведена разведка!)


«Санин не ожидал подобного экзамена: он не приготовился. И продолжался этот экзамен целых полтора часа. Санин испытывал все ощущения подсудимого, сидящего на узенькой скамеечке перед строгим и проницательным судьею. "Да это допрос!" - тоскливо шептал он про себя (верное ощущение! вовсю идут Пробы Пера и взлом границ - Т.Т.).

Марья Николаевна все время посмеивалась, словно шутила, но от этого Санину не было легче; а когда в течение "допроса" оказалось, что он не совсем ясно понимал значение слов: "передел" и "запашка" - так его даже пот прошиб.


О, как глубоко и радостно вздохнулось Санину, как только он очутился у себя в комнате! Точно: Марья Николаевна правду сказала - ему следовало отдохнуть, отдохнуть от всех этих новых знакомств, столкновений, разговоров, от этого чада, который забрался ему в голову, в душу - от этого негаданного, непрошеного сближения с женщиной, столь чуждой ему!

И когда же все это совершается? Чуть не на другой день после того, как он узнал, что Джемма его любит, как он стал ее женихом! Да ведь это святотатство!»


Меж тем, Санин уже перефокусировался на Полозову. Он уверяет себя, что любит Джемму, но его мысли занимает уже не она...

«Еще одно его смущало, его сердило: он с любовью, с умилением, с благодарным восторгом думал о Джемме, о жизни с нею вдвоем, о счастии, которое его ожидало в будущем, -- и между тем эта странная женщина, эта госпожа Полозова неотступно носилась... нет! не носилась - торчала... так именно, с особым злорадством выразился Санин - торчала перед его глазами, - и не мог он отделаться от ее образа, не мог не слышать ее голоса, не вспоминать ее речей, не мог не ощущать даже того особенного запаха, тонкого, свежего и пронзительного, как запах желтых лилий, которым веяло от ее одежд.

Эта барыня явно дурачит его, и так и сяк к нему подъезжает... Зачем это? что ей надо? Неужели же это одна прихоть избалованной, богатой и едва ли не безнравственной женщины ? (….)Почему не может он прогнать этот неотвязный образ даже тогда, когда обращается всей душою к другому, светлому и ясному, как божий день? Как смеют сквозь те, почти божественные черты - сквозить эти?

И они не только сквозят - они ухмыляются дерзостно. Эти серые хищные глаза, эти ямочки на щеках, эти змеевидные косы - да неужели же это все словно прилипло к нему, и он стряхнуть, отбросить прочь все это не в силах, не может?»

Несколькими штрихами Тургенев подчеркивает бесчувственность Марьи Николаевны. Муж говорит ей:

«- Ты посмотри-ка, что я в "Северной пчеле" вычитал... Князь Громобой умер.
Марья Николаевна подняла голову.
- А! царство ему небесное! Он мне каждый год, -- обратилась она к Санину, - в феврале, ко дню моего рождения, все комнаты убирал камелиями. Что, ему, пожалуй, за семьдесят лет было? - спросила она мужа.
- Было. Похороны его в газете описывают. Весь двор присутствовал. Вот и стихи князя Коврижкина по этому случаю.
- Ну и чудесно.
- Хочешь, прочту? Князь его называет мужем совета.
- Нет, не хочу. Какой он был муж совета! Он просто был муж Татьяны Юрьевны. Пойдемте обедать. Живой живое думает».


Никакого — даже внешнего - сожаления об умершем, который, похоже, был одним из ее «рабов». И насмешливое обесценивание — не государственный муж, а муж Татьяны Юрьевны.

Подчеркивает Тургенев и злословие Полозовой. Это всегда признак презрения, ненависти и зависти к людям.

«Она не стеснялась в выражениях; особенно доставалось от нее соотечественницам. Санину не раз пришлось расхохотаться от иного бойкого и меткого словца. Пуще всего Марья Николаевна не терпела ханжества, фразы и лжи... Она находила ее почти повсюду».

Вот-вот, «всюду ложь, обман и воровство». Проекции...

Вовсю звучат и психопатические оговорочки:

«Ах, как весело приказывать! Другого удовольствия на свете нет».

Психопатка, взбодренная скорым триумфом, отпускает двусмысленные реплики прямо при Санине.

«- Так идет ваше пари? - промолвила она значительно.
- Идет, - отвечал Полозов.
- Ладно. Ты проиграешь.
Полозов выставил подбородок вперед.
- Ну, на этот раз, как ты на себя ни надейся, Марья Николаевна, а я полагаю, что проиграешь-то ты.
- О чем пари? Можно узнать? - спросил Санин.
- Нет... нельзя теперь, - ответила Марья Николаевна - и засмеялась».


Понятно, что Полозова поспорила с мужем, удастся ли ей соблазнить Санина. Трудность задачи особенно будоражит психопатку. Одно дело — обратить в рабство свободного Донгофа, совсем другое дело — страстно влюбленного жениха. Точно так же Вальмона будоражит «недоступность» президентши де Турвель, добродетельной жены, любящей своего мужа.

И вот — кульминация драмы. Марья Николаевна отправляется с Саниным на конную прогулку. Скорый триумф уже не вызывает у нее сомнений.

«Она подняла на него глаза...
- Санин, вы умеете забывать?
Санину вспомнилось вчерашнее... в карете.
- Что это - вопрос... или упрек?
- Я отроду никого и ни в чем не упрекала. А в присуху вы верите?
- Как?
- В присуху - знаете, о чем у нас в песнях поется. В простонародных русских песнях?

- А! Вы вот о чем говорите...- протянул Санин.
- Да, об этом. Я верю... и вы поверите.
- Присуха... колдовство… - повторил Санин. - Все на свете возможно. Прежде я не верил, а теперь верю. Я себя не узнаю».


И вот финал. Сразу же за Обольщением следует Ледяной Душ.

«А в тот же день, два часа спустя, Санин в своей комнате стоял перед нею, как потерянный, как погибший...
- Куда же ты едешь? - спрашивала она его. - В Париж - или во Франкфурт?
- Я еду туда, где будешь ты, и буду с тобой; пока ты меня не прогонишь, - отвечал он с отчаянием и припал к рукам своей властительницы.


Она высвободила их, положила их ему на голову и всеми десятью пальцами схватила его за волосы. Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество - а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза».

...В повести Санин вспоминает эту историю тридцать лет спустя. И воспоминания эти тяжелы и болезненны до сих пор. С Полозовой он прошел все этапы деструктивного сценария, вплоть до Утилизации. Вкусил всех унижений...

«Но, дойдя до той минуты, когда он с таким унизительным молением обратился к г-же Полозовой, когда он отдался ей под ноги, когда началось его рабство, - он отвернулся от вызванных им образов, он не захотел более вспоминать. И не то, чтобы память изменила ему - о нет! он знал, он слишком хорошо знал, что последовало за той минутой, но стыд душил его - даже и теперь, столько лет спустя; он страшился того чувства неодолимого презрения к самому себе, которое, он в этом не мог сомневаться, непременно нахлынет на него и затопит, как волною, все другие ощущения, как только он не велит памяти своей замолчать.

Но как он не отворачивался от возникавших воспоминаний, вполне заглушить он их не мог. Он вспомнил дрянное, слезливое, лживое, жалкое письмо, посланное им Джемме, письмо, оставшееся без ответа. Явиться к ней, вернуться к ней - после такого обмана, такой измены - нет! нет! На столько совести и честности осталось еще в нем. К тому же он всякое доверие потерял к себе, всякое уважение: он уже ни за что не смел ручаться.

Санин вспомнил также, как он потом - о, позор! - отправил полозовского лакея за своими вещами во Франкфурт, как он трусил, как он думал лишь об одном: поскорей уехать в Париж, в Париж как он, по приказанию Марьи Николаевны, подлаживался и подделывался к Ипполиту Сидорычу - и любезничал с Донгофом, на пальце которого он заметил точно такое же железное кольцо, какое дала ему Марья Николаевна!!!

Потом пошли воспоминания еще хуже, еще позорнее. (...)Санин жмурит глаза, встряхивает головою, отворачивается вновь и вновь - и все-таки видит себя сидящим в дорожном дормезе на узком переднем месте... На задних, покойных местах сидят Марья Николаевна и Ипполит Сидорыч - четверня лошадей несется дружной рысью по мостовой Висбадена - в Париж! в Париж! Ипполит Сидорыч кушает грушу, которую он, Санин, ему очистил, а Марья Николаевна глядит на него и усмехается тою, ему, закрепощенному человеку, уже знакомой усмешкой - усмешкой собственника, владыки...

А там - житье в Париже и все унижения, все гадкие муки раба, которому не позволяется ни ревновать, ни жаловаться и которого бросают наконец, как изношенную одежду... Потом - возвращение на родину, отравленная, опустошенная жизнь, мелкая возня, мелкие хлопоты, раскаяние горькое и бесплодное и столь же бесплодное и горькое забвение - наказание не явное, но ежеминутное и постоянное, как незначительная, но неизлечимая боль, уплата по копейке долга, которого и сосчитать нельзя..."

Увидела заголовок в ленте, чуть плохо не стало 🙈

Надо же, читала ведь в старших классах, а настолько мне отвратительна была героиня, что произведение не понравилось, вызвало мерзкий привкус и забылось. Надо бы сейчас перечитать. Видимо вы права, она та еще гадина, а не просто "роковая женщина", она все делает специально и сознательно. Спасибо за анализ.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Таня, спасибо, снова блестяще!
Пост воспоминания еще навеял... Как вечерами слушали радиоспектакли, и несколько раз передавали постановку о переписке Тургенева и Виардо.
Не помню, о чем там, лет было мало, порядка восьми)
Но письма Тургенева очень понравились, думалось:- какой хороший человек был Тургенев!

И когда в юности порой приходили печальные мысли о неизбежности смерти, утешалась единственной мыслью: там много хороших людей, там Тургенев!

Спасибо за работу, за помощь все новым и новым людям!

Людмила, я вот только думаю: а что за человек была Полина Виардо? Как-то меня смутила его цитата из письма Фету.

Не могуизбавиться от мысли, что Санин, "прилгнувший" сам себе, надеялся слегка поразвлечься с мадам Полозовой, а потомнаправиться к прекрасно чистой Джемме. А вот как вышло.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Спасибо за иллюстрации - не знала о существовании этого фильма. Интересно будет посмотреть и сравнить с "Поездкой в Висбаден".

Я только эту версию смотрела. С Настасьей Кински. Правда, там в конце идет отсебятина, не по Тургеневу. Но Кински прекрасна,на мой взгляд.

А что скажете насчет "Поездки..."?

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Танечка , спасибо огромное за эту статью в частности , за блог и титаническую , безгранично полезную работу , проделанную Вами вообще. Спасибо тысячу раз.

Рада, если вам интересно и полезно. Если что, пишите в личку :)

Отличный разбор, очень талантливо написано.
Спасибо.

«Философия» Полозовой подтверждает наблюдения за тем, что у психопатов отсутствует способность мыслить стратегически, быть хоть сколько-то дальновидным."

Я думаю, эту черту можно объяснить тем, что психопатам на все глубоко начхать. Они живут в такой холодной пустыне, где нет ничего, кроме равнодушия.
Обычный человек как подумает: "Не стоит совершать этот поступок, потому что потом будет хуже (вылечу с работы/попаду в тюрьму/поссорюсь с нужным человеком". То есть он понимает, что ему сейчас хорошо или нормально, а так он будет чувствовать себя ХУЖЕ. А у психопатов нет такого: ему сейчас все равно, и потом будет тоже все равно, что бы ни происходило. И если тянет/хочется/кажется забавным что-то сделать, почему бы нет?

Я сейчас читаю книгу об "охотниках-социопатах" - людях провернувших огромные аферы и/или приведших к банкротству банков где они работали. Так вот, иногда они годами носили маску, чтобы втереться в доверие, получить доступ к ресурсам и узнать слабые стороны организации. Средний срок между поступлением на работу у социопата и первой аферой - два года. Более того, в течение этого времени они придумывали как замести следы, чтобы провернуть аферу еще и еще раз, не попасться или свалить на другого. Автор пишет, что один из отличительных признаков "охотника-социопата" (это его дефиниция) умение замести следы и выбраться сухим из воды.
Я бы не сказала, что им не хватает стратегического мышления. Одному не хватает, а у другого его с избытком.

Edited at 2016-04-26 09:30 pm (UTC)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
спасибо за классную тему.
люблю Тургенева, а вот современники к нему относились неоднозначно. Т.е. читатели его обожали - "Отцы и дети" для своего времени были культовой книгой. А в писательской среди над ним посмеивались и слегка презирали.

В воспоминаниях Панаевой - картина маслом. Во-первых, описана история, о том, как однажды Тургенев попал в кораблекрушение. И вместо того, чтоб помогать женщинам и детям, бегал по палубе и кричал: "Спасите меня! Я единственный сын у матери!")) Двухметровый детина! В свете про это узнали и ржали. Во-вторых, Панаева пишет, что Тургенев злобно завидовал Толстому. Но не потому что тот талантлив, а потому что он граф! бгггг

Достоевский, кстати, вывел Тургенева в "Бесах" в уматном персонаже писателе Кармазинове. Думаю, этот персонаж самый ржачный нарц в русской литературе.

Что касается Виардо. Согласно Панаевой, была она некрасивой, но талантливой певицей. В обществе ее не любили за тупую жадность. В воспоминаниях описан офигительный случай, когда жадность фраера сгубила. Один очень бедный, но знатный и чрезвычайно уважаемый всеми за многочисленные добродетели аристократ решил устроить домашний благотворительный концерт. Он пригласил самых лучших певцов, которые зная о его бедности не запросили гонорар. Тем более, что на концерт были приглашены самый сливки общества, выступать перед которыми было за честь само по себе. Потребовала деньги только Виардо. После концерта ей была выдана запрошенная сумма, после чего ее выпроводили за дверь. Остальных артистов позвали к столу ужинать с аристократами. В результате мероприятия были собраны приличные деньги, часть которых раздали в подарок артистам. При этом им досталось больше, чем заплатили Виардо. Все разошлись довольные, а на следующий день весь Питер узнал, какое Виардо меркантильное чмо.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Ещё один литературный персонаж

Добрый день!
Я недавно начала знакомиться с вашими публикациями и мне вспомнился ещё один литературный персонаж соответствующих описанию нарцисса - Лантье из произведения Эмиля Золя "Западня".

Re: Ещё один литературный персонаж

Спасибо за наводку :)

литературный анекдот

Прочла по ссылке анекдот про Лермонтова. Брат царя Николая после прочтения поэмы "Демон" точно и метко сказал про него : "Я не понял, кто кого создал: г-н Лермонтов Демона или Демон г-на Лермонтова?"

Re: литературный анекдот

:)))

отличный выбор и разбор персонажа. "узнаю брата колю" - весь репертуар этой дамы в исполнении моего бывшего-перверзника. и вызов на откровенности, и кража моего времени - пригласить, например, на ланч, потом подбросить домой, а уже в машине - "давай сначала заедем туда, потом сюда" - в результате я болтаюсь полдня не по своим, а по его делам, и меня никто не спрашивает о моих планах. а стоит сосредоточиться, сказать - сегодня не выхожу, займусь делом - начинаются сообщения и звонки с требованием встретиться, упреками и грустными смайлами. ппц, я ж думала это "така любовь"! а это вон чего.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

ТОП: 07:20 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 11-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

Замечательный разбор. Большое спасибо.