Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Восстановление Наташи Ростовой
tanja_tank
Навряд ли Лев Толстой знал о нарциссах и социопатах, но как великий знаток душ человеческих, он поразительно точно и психологически достоверно выписал галерею самых разношерстных психопатов: Долохова, Анатоля Курагина, Элен, Бориса Друбецкого с маменькой, князя Василия…

С большим вниманием к деталям Толстой описал и восстановление Наташи Ростовой после ураганного романа с Анатолем. Правда, почему-то из стадии шока Наташа сразу перескочила в апатию, минуя этап гнева. И оправилась она все же быстрее, чем большинство из нас - через полгода. Если у вас есть мысли, почему это произошло, прошу поделиться.

Предлагаю вашему вниманию отрывок из "Войны и мира", описывающий жизнь Наташи с зимы 1811-12-го, когда в ее жизнь ворвался Анатоль, до июля 1812-года, когда близкие с облегчением отметили, что Наташа пошла на поправку. В скобках я расставила свои ремарки.

В комментариях предлагаю вспомнить нюансы своего восстановления: сколько длились те или иные фазы и весь процесс в целом. Переменились ли вы после этого опыта. Что и кто помогли вам в восстановлении. И все прочее, что сочтете нужным.


«Болезнь Наташи была так серьезна, что, к счастию ее и к счастию родных,
мысль о всем том, что было причиной ее болезни, ее поступок и разрыв с
женихом перешли на второй план
. Она была так больна, что нельзя было думать
о том, насколько она была виновата во всем случившемся, тогда как она не
ела, не спала, заметно худела, кашляла
и была, как давали чувствовать
доктора, в опасности. Надо было думать только о том, чтобы помочь ей.

Доктора ездили к Наташе и отдельно и консилиумами, говорили много
по-французски, по-немецки и по-латыни, осуждали один другого, прописывали
самые разнообразные лекарства от всех им известных болезней".

(Хочу отметить деликатное поведение близких, которые не стали устраивать Наташе разбора полетов, усугублять ее чувство вины, а создали ей все условия для качественной проработки травмы)

Доктор ездил каждый день, щупал пульс, смотрел язык и, не обращая внимания на ее убитое лицо, шутил с ней".

(А вот это неверно. Не нужно искусственно отвлекать человека от переживаний горя, пытаться его рассмешить или укорять за слезы и "кислый вид").

"Но зато, когда он выходил в другую комнату, графиня поспешно выходила за ним, и он, принимая серьезный вид и покачивая задумчиво головой, говорил, что, хотя и есть опасность, он надеется на действие этого последнего лекарства, и что надо ждать и посмотреть; что болезнь больше нравственная, но...

Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Доктора говорили, что больную нельзя оставлять без медицинской помощи, и поэтому в душном воздухе держали ее в городе. И лето 1812 года Ростовы не уезжали в деревню.

Несмотря на большое количество проглоченных пилюль, капель и порошков из баночек и коробочек, несмотря на отсутствие привычной деревенской жизни, молодость брала свое: горе Наташи начало покрываться слоем впечатлений прожитой жизни, оно перестало такой мучительной болью лежать ей на сердце, начинало становиться прошедшим, и Наташа стала физически оправляться.

(Наташа чувствует прилив физических сил, что возвещает начало постепенного возвращения к жизни. Но ей по-прежнему не до веселья. Она уже никогда не будет прежней, но это не значит, что психопат покалечил Наташину душу. Наоборот, ее личность становится более зрелой)

«Наташа была спокойнее, но не веселее. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтобы из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее: слезы раскаяния, слезы воспоминаний о том невозвратном, чистом времени; слезы досады, что так, задаром, погубила она свою молодую жизнь, которая могла бы быть так счастлива. Смех и пение особенно казались ей кощунством над ее горем.

О кокетстве она и не думала ни раза; ей не приходилось даже воздерживаться. Она говорила и чувствовала, что в это время все мужчины были для нее совершенно то же, что шут Настасья Ивановна".

(В этой фазе многие из вас отмечают сильное снижение либидо и даже полную утрату всяких плотских желаний. Но пусть вас это не пугает: мне видится, что это закономерная реакция организма, потратившего очень много ресурсов как на отношения с психопатом, так и на восстановление. Поэтому он поневоле отключает "лишние" в данный момент опции. Речь идет о выживании).

"Внутренний страж твердо воспрещал ей всякую радость. Да и не было в ней всех прежних интересов жизни из того девичьего, беззаботного, полного надежд склада жизни. Чаще и болезненнее всего вспоминала она осенние месяцы, охоту, дядюшку и святки, проведенные с Nicolas в Отрадном. Что бы она дала, чтобывозвратить хоть один день из того времени! Но уж это навсегда было кончено. Предчувствие не обманывало ее тогда, что то состояние свободы и открытости для всех радостей никогда уже не возвратится больше. Но жить надо было".

(Дальше мы видим, какую душевную работу Наташа проводит по «калибровке» своей самооценки. Некоторая юношеская самовлюбленность, вызванная «головокружением от успехов» в свете, сменяется трезвой оценкой себя и формированием более терпеливого и уважительного отношения к людям).

«Ей отрадно было думать, что она не лучше, как она прежде думала, а хуже и гораздо хуже всех, всех, кто только есть на свете. Но этого мало было. Она знала это и спрашивала себя: "Что ж дальше?» А дальше ничего не было. Не было никакой радости в жизни, а жизнь проходила. Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость и никому не мешать, но для себя ей ничего не нужно было. Она удалялась от всех домашних, и только с братом Петей ей было легко.

Она почти не выезжала из дому и из приезжавших к ним рада была только одному Пьеру. Нельзя было нежнее, осторожнее и вместе с тем серьезнее обращаться, чем обращался с нею граф Безухов. Наташа бессознательно чувствовала эту нежность обращения и потому находила большое удовольствие в его обществе.

(Дай бог каждому, кому доведется пострадать от психопата, пережить самые темные часы перед рассветом со своим Пьером, который не будет виноватить, «взбадривать», выражать нетерпение и скуку в связи с вашим «кислым» видом, высмеивать ваши переживания, отмахиваться от него. Который, не торопя вас, вместе с вами пройдет все этапы горя)

«В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам. Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или
заутрени.

Графине понравилось это усердие Наташи; она в душе своей, после безуспешного медицинского лечения, надеялась, что молитва поможет ей больше лекарств. Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей.

По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой божией матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божией матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их.

Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться богу, который в эти минуты - она чувствовала - управлял ее душою.

Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия.

В продолжение всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья.

Но счастливый день наступил, и когда Наташа в это памятное для нее воскресенье, в белом кисейном платье, вернулась от причастия, она в первый раз после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей. Приезжавший в этот день доктор осмотрел Наташу и велел продолжать те последние порошки, которые он прописал две недели тому назад.

(Те, кто верит в бога, поделитесь тем, как вам помогла ваша вера. Атеистов прошу с уважением отнестись к чувствам верующих комментаторов)

11-го июля Ростовы по обыкновению поехали к обедне в домовую церковь Разумовских. Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, - тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша, но это теперь не радовало ее, как прежде.

Напротив, это мучило ее больше всего в последнее время и в особенности в этот яркий, жаркий летний день в городе. "Еще воскресенье, еще неделя, - говорила она себе, вспоминая, как она была тут в то воскресенье, - и все та же жизнь без жизни, и все те же условия, в которых так легко бывало жить прежде. Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю", - думала она.

Когда молились за воинство, она вспомнила брата и Денисова. Когда
молились за плавающих и путешествующих, она вспомнила князя Андрея и
молилась за него, и молилась за то, чтобы бог простил ей то зло, которое она
ему сделала. Когда молились за любящих нас, она молилась о своих домашних,
об отце, матери, Соне, в первый раз теперь понимая всю свою вину перед ними
и чувствуя всю силу своей любви к ним. Когда молились о ненавидящих нас, она
придумала себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них. Она
причисляла к врагам кредиторов и всех тех, которые имели дело с ее отцом, и
всякий раз, при мысли о врагах и ненавидящих, она вспоминала Анатоля,
сделавшего ей столько зла, и хотя он не был ненавидящий, она радостно
молилась за него как за врага
. Только на молитве она чувствовала себя в
силах ясно и спокойно вспоминать и о князе Андрее, и об Анатоле».

(Правда, мне непонятно, почему Толстой «лишает» Наташу гнева на Анатоля и вообще, самой фазы гнева. Шок видим, апатию тоже… а промежуточное звено — гнев на обидчика? Или свой гнев Наташа обращает на себя, стопроцентно принимая на себя вину в случившемся?

Китти Щербацкая, переживая, пожалуй, настоящий ПТСР, испытывает ненависть к Вронскому и Анне. Может быть, Толстой "не дает" этого гнева Наташе, поскольку считает, что винить ей стоит только себя - в то время, как Китти винить себя не в чем, и она 100%-ная жертва предательства?)


«Первое лицо, которое Пьер увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он знал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его.

Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.

- Я хочу попробовать опять петь, - сказала она. - Все-таки это занятие, - прибавила она, как будто извиняясь.
- И прекрасно.
- Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! - сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер».


Поделюсь наболевшим. Когда я впервые читала "Войну и мир", про трагичный Наташин порыв, еще не зная куда приведет меня линия жизни. Понимала все же, что это так и будет со мной. Что есть что-то неукротимое во мне, жаждущее счастья и при том именно такого, что ли, вымороченного счастья. И что нет ответа: почему и за что? И придется самой искать Свой ответ. У меня потом были свои "Анатоли" и свой "Пьер", в виде мужа, который был и остается лайтовым нарциссом.

Насчет гнева. Думаю, что Гнев, как один из смертных грехов, для верующих был непозволителен, запрещен. Отсюда и болезнь. Но с гневом или с подавленным, гневом депрессия почти неизбежна. Если ты не понимаешь механизма манипуляции. Насколько это важно? Скажу по-себе. Самым токсичным в моей жизни был последний психопат. Матерый, 57-летний дядька, с ужас чем за плечами. Но! Простое определение его как психопата сразу встряхнуло меня. Дало конструктивную пищу для ума. И не было на этот раз депрессии! А гнев был! Сейчас, правда и он прошел. Тому год как минул. А сам гнев продлился да, где-то полгода.

Почему Толстой не дает гнева Наташе? Думаю из-за большой любви Толстого к этому персонажу. Тут нет объективности, имхо.

Ну и насчет моего Пьера. Когда я смертельно влюбилась в бисексуала-нарца, то оповестила об этом мужа. И что? И ни-че-го! Лишь бы я спала и с ним тоже. Я осталась совсем одна со своей стыдной и страшной бедой. А муж себе жил со мной и в ус не дул. Даже рад был, что я за месяц на двадцать кг похудела.

Edited at 2016-08-19 12:20 am (UTC)

так я не понял, дала она ему или нет ?

Вам это важно и истересует?((((

Сейчас,после ухода от психопата 9 месяцев назад ,с которым встречалась аж 15 лет и его постоянными преследованиями теперь,чтобы вернуть меня и попытками "" сахарных шоу"", нахожусь попеременно то в стадии гнева,то уже апатиии. Наташе Ростовой,будучи дворянкой,не надо было работать,думать о хлебе насущном,исполнять кучу обязанностей. Мне,например,в сентябре надо делать капитальный ремонт моему 92 летнему деду-ветерану ВОВ ,на который государство выделило деньги в июле и теперь наседают с комиссиями из министерства социальных отношений об целевом использовании этих средств. На это совсем нет сил. Но кроме меня больше некому из родственников вообще.Живу на силе воли. Ни родственники,ни подруги не понимают,что я испытываю,когда вспоминаю о нарце-психопате,об этих своих ""как он мог?"",либо хотят ,чтобы забыла,вычеркнула и радовалась,либо "" как ты могла терпеть,да бы никогда,да я же видела,какой он,а ты...."".Поэтому либо дистанцируюсь,либо обрываю отношения со всеми. Держаться на силе воли еще надо,чтобы не купиться на его "" сахарные шоу""-попытка подарков,обещаний,что он все осознал и т.д. Помогает один совет психолога с телефона доверия. Она сказала " Когда вас накроет и захочется его простить и вернуться,то посмотрите на свою руку,пересчитайте пальцы,что они целы и на месте". Дело в том,что когда я сбежала от него и уехала в другой город,то он в порыве бешенства бессильного,отрубил своей матери фалангу пальца и выкинул!!! Она звонила мне из травпункта. Там сказала,что мясо рубила,что несчастный случай,не стала заявлять на сына,он каялся сильно тогда,конечно. Помогает очень групаа ВК ,историии,коментарии к ним и конечно, Танина книга. Помощь огромна эта,спасибо Таня большое!!! А так....Держусь,думая,что это мой личный Сталинград и надо выстоять,не сдаться. Очень мешают сны,где он хороший,чувство забытое влюбленности.....Рада,что ребенка не родила от психопата,а то бы все было сложнее гораздо и ребенок бы мучался..Наташе Ростовой помогала вера,это,конечно,большой плюс,но я атеист,а скорее агностик. Сейчас вспомнила,что меня дед назвал Наташей как раз в честь Наташи Ростовой. Родители хотели по другому назвать,а он пошел и зарегистрировал втихаря. Как думаете,может повлияло?...))) Истрию пока Тане написать не могу-так больно вспоминать все,что голова сразу болеть начинает. И еще останавливает большое скопление троллей почему-то последнее время в коментариях.

Edited at 2016-08-19 04:50 am (UTC)

С пальцем мамы - совсем жуть!!!😨😱😲
Ничего себе!!!


Держитесь, выстоять сложно, но возможно.
Сил вам и радости жизни! 😊😚


До моего прихода в Церковь я находилась в запутанных, зависимых отношениях с родителями и вторым мужем (плюс его родственники). То есть - они меня просто уничтожали. Разумеется, все это было под соусом заботы обо мне, такой беспомощной.
Свой первый развод (после 10 лет брака) я пережила чудовищно тяжело. Год после этого я почти не помню. И, хотя все было "проработано", все равно влезла в аналогичный второй брак (как я сейчас понимаю, ради социального принятия, одобрения, защиты - которая на самом деле обернулась травлей и ненавистью).
Мое знание психологии мне не помогло ни разу.
А вот за год - два нахождения в Церкви... Во-первых, я прекратила общение с родителями, которое не могла прерывать 40 лет! Теперь оно сводится к вежливым поздравлениям на праздники по электронной почте. Во-вторых, я решилась на развод, когда у меня второму ребенку было три года и я тяжело болела после искусственных родов - потеряла третьего ребенка на большом сроке. Ни работы, ни помощи, неизвестно, выживу ли вообще, плюс угрозы мужа отнять сына, проклятия со стороны его родни, пожелания смерти со стороны моей родни, да еще бывший муж, который изображал из себя "правильного православного", напоследок настроил против меня в храме настоятеля! Со всех сторон клин :)
Но этот развод я перенесла в разы легче. Без тонн рефлексии, самобичевания, не сражалась ни с кем, просто блокировала любые контакты. И помогали держаться - Церковь и церковные таинства. Как будто вся нечисть беснуется, пытается тебя достать, но ты не поднимаешь глаз, не реагируешь, тебя защищает Тот, кто сильнее любой нечисти. Это очень придавало сил, вроде зубы вокруг тебя щелкают в бессильной злобе, а достать не могут.
(Тут следует добавить, что, когда бывший муж устроил очередную сцену на тему: "Да кому ты нужна больная с двумя детьми, да тебя все ненавидят, даже твои родители, и все от тебя отвернутся, и всего я тебя лишу, и детей" - я не стала рыдать, как обычно, а просто спросила: "Бога тоже отнимешь?" - на что последовала истерика с катанием по полу - я не шучу :)
Поэтому меня удивляет, что Толстой (а разве он не конфликте с Церковью находился?) все же связал выздоровление Наташи от морока с исповедью и Причастием.

Если объяснить проще - вера в Бога возвращает человеку достоинство. И дает некую опору, которая позволяет уже не зависеть так фатально от мнения общества, мужа, родителей, да любого человека. Поэтому делает свободным.

"на что последовала истерика с катанием по полу - я не шучу"

ни фига себе - сеанс экзорцизма

(Deleted comment)
(Deleted comment)

Ох как радостно за Наташу.


:)))
Хотя в то советское время никакой такой всеобщей религиозности и воцерковленности не было, но - именно эта книга и именно это описание молитвенного говения Наташи задело струны моей души и дало мне надежду на вызволение из тяжкой хандры. Без помощи психологов. Только мощь русской литературы. Вы тоже это поняли, иначе не обратили бы внимания на этот как бы проходной, но в то же время чрезвычайно важный эпизод в романе.

Да! И что там было о счастье и веревке у Бориса Левина в "Анне Карениной". И что его от этого спасло (аналогия с Наташей)??? Я вообще считала линию Левина-Китти (как пример преодоления судьбы) гораздо более сильной и интересной, чем линию страстей Анны-Вронского.


Вроде бы, Левиных в АК было двое, Константин и Николай.

"(Правда, мне непонятно, почему Толстой «лишает» Наташу гнева на Анатоля и вообще, самой фазы гнева. Шок видим, апатию тоже… а промежуточное звено — гнев на обидчика? Или свой гнев Наташа обращает на себя, стопроцентно принимая на себя вину в случившемся?

Китти Щербацкая, переживая, пожалуй, настоящий ПТСР, испытывает ненависть к Вронскому и Анне. Может быть, Толстой "не дает" этого гнева Наташе, поскольку считает, что винить ей стоит только себя - в то время, как Китти винить себя не в чем, и она 100%-ная жертва предательства?)"

Я думаю, что Наташа - это толстовская Мэри-Сью. Она ведет себя так, как он ВИДИТ теоретически достойное поведение для себя. Гнев недостойное чувство, поэтому Наташа не гневается, а находит спасение в духовном. Ну и Китти себя не в чем винить, это тоже.
Но семье и жене Толстой и сам немало крови выпил, помнится.

"Я думаю, что Наташа - это толстовская Мэри-Сью. Она ведет себя так, как он ВИДИТ теоретически достойное поведение для себя"

Да, пожалуй, так и есть.

И еще объяснение: Толстой же не из головы выдумал Наташину историю. Что-то подобное он наблюдал в жизни. Но он видел в пострадавших только бледность, потерянность и набожность. Разумеется, как "правильные" женщины, она гнева своего на людях не выражали. И у Толстого "выпала" эта фаза. Он считал, что ее попросту нет.


относительно веры, помогала "молитва от врагов", слушала на ютюбе, крутила по кругу.

Ещё 34, 72 и 90 Псалмы.

Когда я в слух говорила о своей ненависти к пн, окружающие одергивали меня, что мол я не достойно себя веду. Типа была такая терпеливая, а тут позволила себе настоящую злобу, мы мол в тебе разочаровались и со временем ты простишь. Не понимаю почему я должна прощать, он меня разорил и ничего не вернул, плюс оставил меня в заведомо опасном положении. Часто мой гнев списывали на ревность, хотя мне плевать на то, что он спал с кем то. Так что я замолчала, все равно никто не поддерживал, скорее меня призывали вести себя достойно ( хотя я никаких действий простив него не предпринимала, просто слова были). А потом мне надо было спешно вытаскивать себя из бедственного положения, так что я стала много работать и некогда было о своих чувствах думать.

Так что стадию гнева я нормально не пережила.

Вот реально удивляет, что всерьез обсуждают графоманскую чушь Толстого. Ой, девочка, сердце разбили, и от этого она заболела. Ей так трудно, наверное никому на свете больше сердечко не разбивали. И она какими-то месяцами болеет, к ней ходит доктор, прописывает микстуры, родные жалеют. Как же безнадежно это далеко и от реальности, и от здравого смысла.

То, что Толстой был графом, еще не делает из него графомана. Это во-первых.
И во-вторых и в-последних, если у вас нет сердца, то и разбивать стло быть нечего. Адью.


Вчера в новостях прошло интервью Елены Темниковой, где она рассказывает, как её Макс Фадеев обесценивал. Интересно, он тоже из наших пациентов?

Почти уверена, что как раз наоборот.


"Атеистов прошу с уважением отнестись к чувствам верующих комментаторов."

- Извините, но почему та же просьба не прозвучала и в обратном направлении?

А что именно здесь могли бы рассказать атеисты?) И что с их чувствами?
(я сама атеистка)

А интересно, кстати, про стадию гнева. У меня ее тоже не бывает, если вспоминать старые обиды. От шока к апатии, ни злости, ни гнева, ни ненависти. Но я объяснить не могу, почему так. Иногда хотелось, чтобы эта стадия была, проще было бы.
На самом деле у меня есть подозрение, что это пассивность при столкновении с трудностями или слабость. Стадия гнева, злости и пр. звучит как активная, по сравнению с шоком и апатией.

Edited at 2016-08-19 08:42 am (UTC)

И у меня не было стадии гнева. Я подозреваю - это оттого, что я не стеснялась выражать гнев нарцевым поведением в глаза. Я не копила обиды, а выплёскивала гнев сразу.

У меня, как и у Наташи, с моими тремя первыми нарциссами полностью отсутствовала стадия гнева, после шока сразу шла апатия.
Причина очень простая - при жизни с нарциссичной матерью мне было отказано в гневе, она во мне его давила с младенчества. Поэтому будучи пассивно агрессивной, вечно в состоянии подавленного гнева, я не могла его испытывать в нужной стадии. Апатия при этом затягивалась.

Наташе же росла в здоровой семье, где бережно относились к ее чувствам, поэтому тут Толстой явно допустил ошибку, но ведь диплома по психологии у него все-таки не было :)

Я буддистка, и при расставании с нарциссом мне очень помогает закон кармы. Я знаю, что это не случайно происходит со мной, причина в тех поступках, которые я совершила сама в предыдущих жизнях. Я иногда даже шучу, что, видимо, в прошлых жизнях занималась исключительно тем, что морально уничтожала и физически насиловала мужчин )))
Принятие, очищение, медитация, при которой через тело проходят потоки энергии, так что от блаженства кажется, что разрывает на куски, - прекрасные помощники.

После годовой работы с психологом и постоянного чтения вашего блога я раскусила нарца во время проб пера (!), налавала ему пощечин, устроила скандал, шввряла его вещи (а он такой педант), орала и грозила общественным порицанием. Он отстал на раз.
Гнев - это прекрасно! Я счастлива от того, что смогла отстоять свои границы в первый раз в жизни!

Спасибо, Таня!!!
Позже напишу эту историю.

Я только на днях поняла, что меня отпустило. Мне очень помогла поддержка друзей, которые слушали-слушали-слушали меня бесконечно (правда, одна из них, к моему сожалению, сказала, что я ее замучила своими соплями, "плохо тебе - греби сама", как раз в тот день, когда я поделилась тем, что отпускать стало). Мне надо было реально выговаривать все эти страхи, переживания, страдания. Длилось это долго, почти год (общение с нарцем при этом продолжалось, увы). Было у меня и обращение к психотерапевту.
Сейчас у меня эйфория и прилив сил. Общения с нарцем нет, сожалений нет, боли нет.

Отличные новости! :) Поздравляю вас!

А продолжение общения с нарцем каким-то образом влияет на проживание травмы? Сдается мне,тут апатия так и не наступит... Или как?

?

Log in

No account? Create an account