?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
"Такие девушки как звезды" или Нарцисс в тоске по "идеалу" (Анализ трех хитов)
tanja_tank
Мы с вами не раз обсуждали, что массовая культура активно воспевает нездоровые отношение и выставляет нам ложные ориентиры. Я решила разобрать с этой точки зрения известные хиты. Начнем с песни Игоря Корнелюка «Так и надо — все говорят». Кто хочет, освежите ее в своей памяти в авторском исполнении (ссылка на концертную запись).

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%82%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D0%B2%D1%81%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%82%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%8C&path=wizard&parent-reqid=1474453611091226-5961895409468646205120230-sfront6-024&filmId=LmSam-kxUXI

Как вы думаете, о чем сокрушается лирический герой? О потерянной любви? Раскаивается в плохом отношении к женщине, которая когда-то его любила, искала и не нашла взаимности? Как бы не так. Герой сильно опечален тем, что не рассмотрел в жертве трофея, обладание которым обеспечило бы ему приток зависти, внимания и восхищения от окружающих, а значит — и нарциссического ресурса, и подкачки собственной грандиозности. Разберу построчно.


Так и надо - все говорят.
Так и надо - сам виноват.
Я про неё забывал и часто не замечал,
И, наконец, потерял.


Как видим, герою не нравилась эта женщина. Трудно понять, была ли она жертвой первой, второй или третьей орбиты - примерно так нарцисс мог бы отозваться хоть о бывшей жене, хоть о "третьеорбитнице". Что не любил, ошибался, что она была "не его типаж" и т.д.

Но сейчас-то все переменилось! Дела женщины пошли в гору. Возможно, она была и так успешна, но нарцисс ценит именно такой успех, когда вы оценены "уважаемыми" людьми, известны, богаты. Теперь вы настоящий трофей, обладание которым может тешить его самолюбие. Сами по себе ваши дарования и душевные качества для него значения не имеют.

Так и надо - не разглядел.
Так и надо - я не у дел.
Её встречает один и провожает другой,
А я как будто чужой, чужой, чужой…


Ревность? Да, но специфическая, нарциссическая. То, что мы принимаем за ревность — на самом деле, сравнивание себя с реальными и гипотетическими соперниками.

Так и надо - не заслужил.
Так и надо - не оценил.


Знакомая лексика?

Висит в киоске журнал, я на обложке узнал
Лица знакомый овал.


Какая досада: нестатусная женщина оказалась статусной! Она состоялась в профессии, она признана, известна, популярна...

Так и надо - горький урок.
Так и надо - пулю в висок.
Четыре ночи без сна, из окон смотрит луна,
С экрана смотрит она, она, она…


Если вы считаете, что песня - о запоздалом всплеске чувства со стороны внезапно прозревшего героя, то мне есть что вам возразить. Что ощущает нормальный человек, если кто-то из его несложившихся любовей идет в гору? Он может удивиться, он может порадоваться. Но не пулю же в висок! И не четыре ночи без сна! Какая-то не адекватная ситуации досада.

Что может быть дальше? Предположу, что явление "раскаявшегося" нарцисса к жертве, ставшей трофейной, и сахарное шоу.

Примерно о том же поет Андрей Губин в «Девушках как звезды». Вот ссылка на клип:

https://yandex.ru/video/search?text=%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D1%8B&path=wizard&parent-reqid=1474464071506537-5024352292272617907148345-man1-4070&filmId=b6QNs5dSUXI

Проанализируем текст.

По сиреневым бульварам, по воскресным площадям
Ходят девушки такие, что не верится глазам.
Не заметить невозможно их волшебной красоты
И одну из них увидев, про себя подумал ты:

«Такие девушки, как звезды, что светят в небе до утра.
В одну из них легко и просто влюбиться раз и навсегда.
Но если ты - обычный парень, тебе не светят никогда,
Такие девушки, как звезды, такие звезды, как она.
Такие девушки, как звезды, такие звезды, как она».


Ключевые слова - «одну из них». То есть, нарциссу неважна наша индивидуальность, наша уникальная и неповторимая личность. Важно обладание общепризнанным «идеалом» - в данном случае, красавицей модного типажа с определенным набором параметров. Поэтому непринципиально, какая именно из «девушек-звезд». Важно, что «одна из них».

Второе ключевое слово — "обычный парень". Попытка подстроиться снизу к трофею, статус которого в фазе идеализации нарцисс определяет выше своего, которому изначально сильно завидует.  Пока эта зависть выглядит (в том числе, и для самого нарцисса) как восхищение. Нередко "обычный парень" подъезжает к такому трофею в образе мнимо ничтожного нарцисса.

Всем вокруг давно известно: ты не трус и не герой,
Но девчонкам, если честно, не соскучиться с тобой.
И отбросив все сомненья ты шагнул к ней и сказал:
"Я такой, как вы, не видел, но всегда о вас мечтал".

По сиреневым бульварам, по воскресным площадям,
Ты идешь с такой девчонкой, что не верится глазам.
И на всех друзей вопросы, говоришь с улыбкой ты:
"Кто сказал, что невозможно дотянуться до звезды,
Дотянуться до звезды, до звезды"…


Так вот в чем смысл обладания «девушкой-звездой»! Чтобы друзья спрашивали, как тебе удалось подцепить такую, а ты бы лишь загадочно улыбался. Важна не сама девушка, а то, что она в глазах людей подтверждает грандиозность нарцисса. Ведь если рядом «такааая» - это автоматом означает, что крут и ее спутник. Правда, непонятно, чем, но видимо, чем-то все же крут, ведь «девушки-звезды» не пойдут на свидание абы с кем…

Показательно и «дотягивание» до звезды — синоним «заслуженности» и «оцененности».

Тема «обычного парня» и недоступного идеала красиво обыгрывается и в песне Сюткина «Я то, что надо». Смотрим, слушаем.

https://yandex.ru/video/search?filmId=4s2T19NGUXI&text=%D1%8F%20%D1%82%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D1%8E%D1%82%D0%BA%D0%B8%D0%BD

Теперь критически осмысляем жутко романтичный текст.

Ты с высоты красоты своей меня не замечаешь
Но всё равно день придет и ты меня ещё узнаешь
Пускай сегодня я никто,
И пусть твердят тебе, что я не то, но...


Дай мне этот день, дай мне эту ночь
Дай мне хоть один шанс, и ты поймешь: я то, что надо
Дай мне этот день, дай мне эту ночь
Дай мне хоть один шанс, ты не уснешь, пока я рядом

Я для тебя не богат, не знаменит и не пpестижен.
Hо все pавно, мне смешно, и на тебя я не обижен.
Пускай сегодня я никто,
И пусть твердят тебе, что я не то, но...


Вам это не напоминает Клайда Гриффитса, окучивающего Сондру Финчли? А Гэтсби, «дотягивающегося» до Дэйзи Бьюкенен? Тоже такие вот "простые парни", томящиеся по миллионершам...

И что герой Сюткина имеет в виду, умоляя дать ему шанс? Чтобы недоступный трофей разрешил обольстить себя, а уж нарцисс бы расстарался - и подстройку бы организовал, и фантастическое "родство душ", и "идеальный" секс "как в кино"?..

Или эти песни все-таки о любви? Как думаете?

А помните, может, у Апиной была песня "Самоубийца"? Мне кажется, она вообще вся про любовь к нарциссу.

Нет, не знаю такую. Послушаю.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
"Девушки как звёзды" - однозначно! Как раз на днях где-то её услышала и раздумывала, что бы это значило. "Так и надо" - пожалуй! Никогда не пыталась её анализировать, думала, про пулю в висок товарищ просто преувеличивает. Но ведь действительно, с чего бы такая реакция?
Да, ещё у того же Корнелюка есть совершенно душераздирающая песня, в виде диалога ("Милый, мне очень грустно было" и т.д.) Вот это полный ужас, послушайте ради интереса!
А про третью песню не знаю... Мы в молодости смеялись над строчкой "ты не уснёшь, пока я рядом". Подруга говорила - что он, собирается её всю ночь в бок толкать, чтоб не уснула?

"Да, ещё у того же Корнелюка есть совершенно душераздирающая песня, в виде диалога ("Милый, мне очень грустно было" и т.д.) Вот это полный ужас, послушайте ради интереса!"

О даааа!Только вчера ее переслушивала. "Наши" люди.

"Или эти песни все-таки о любви?"

"Девушки как звезды", имхо, про юношеский спермотоксикоз в романтической оболочке.

Как-то вот так примерно:



У Губина есть получше песенка: "Будь со мной, уходи". Вот тут нарциссизм без вариантов.

Губин просто обычный оладух, раскрученный папой. Посмотрите на него теперешнего - с ним всё понятно.

А мне эта песня Сюткина очень нравится, она имхо о любви).

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Нет уж, что ни говори - а самая лучшая песня это "всего лишь негодяй" (в смысле данной темы, естественно - темы данного блога).
У меня когда настроение падает, я эту строчку просто вспоминаю и у меня просто ржач начинается :D ))))

Edited at 2016-09-21 03:04 pm (UTC)

Потрясающая песня :))) Я ее даже к себе в портрет в ВК закачала.

это песни о любви для определенного социального слоя. Я бы сказала - "для тех, кто не обезображен интеллектом".

(Deleted comment)
Про Корнелюка согласна, пожалуй.

С одной стороны, хочется за Губина вступиться. Он вроде как олицетворяет молодежь, а для юных это обычное дело - влюбиться в ярких и недоступных: актеров-актрис, певцов-певиц, спортсменов-моделей и прочих. С другой стороны, про личность девушки там вообще не слова. Действительно, ее основная функция - красивая и статусная. Чего еще желать?
Ну и как-то давно, любопытства ради, смотрела передачи про пропавших кумиров 90-х. Понятно было, что Губин уже изрядно поломан, но я как-то вдруг поняла, что он довольно неприятный человек, а вовсе не мальчик-зайчик. Так что вполне возможно, что песня - отражение его нарциссизма.


Про Сюткина даже не знаю.
У меня по тексту сложилось впечатление, что, скорее, окружение героини характеризует героя Сюткина как неподходящего, а он влюблен (?) и намерен доказать обратное. Опять же, в песне говорится, что именно для избранницы он не богат, не престижен и т.п. Она, допустим, дочь миллионера, а он владелец небольшого бизнеса и адекватно оценивает разницу в их финансовом положении и социальном статусе. Почему он вообще берется эту разницу оценивать? Как раз потому, что все вокруг его тыкают в это носом.
И он просит шанс, чтобы, например, пообщаться и показать, что он человек хороший, интересный (и хорош в постели?))
Тут трудно сказать, надо ли ему этот шанс давать, но по мне, эта песня не так однозначна.


Про песню Сюткина то же так думаю).

"Доказывать" - значит быть не собой, как бы стоять на цыпочках. Долго ли так простоишь? - Спектакль какой-то получается, а не роман. И да, похоже на охоту за "трофеем", поскольку ясно, что молодые люди близко не знакомы - следовательно, герой даже не знает, что за человек та, которой он собирается что-то доказывать. И в любом случае странно начинать ухаживание с просьбы пустить в постель.

Почему Гэтсби - нарцисс?

Я разобрала образ Гэтсби в двух постах. Не помню название. Но вы легко найдете по тэгу "литературные герои".

мне почему-то песня Наутилуса "Кто ещё" сразу вспомнилась.
---
если ты хочешь любить меня
полюби и мою тень
открой для нее свою дверь
впусти ее в дом

тонкая длинная черная тварь
прилипла к моим ногам
она ненавидит свет
но без света ее нет

если ты хочешь - сделай белой мою тень
если ты можешь - сделай белой мою тень
кто же кто еще кроме тебя?
кто же кто еще если не ты?

если ты хочешь любить меня
приготовь для нее кров
слова ее все ложь
но это мои слова

от долгих ночных бесед
под утро болит голова
слезы падают в чай
но чай нам горек без слез

если ты хочешь - сделай белой мою тень
если ты можешь - сделай белой мою тень
кто же кто еще кроме тебя?
кто же кто еще если не ты?
---
тут и заявление "принимай меня таким", и навешивание миссии спасения: "кто ещё, кроме тебя"

"Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит". Была на эту фразу чудесная иллюстрация к Гоголю - со свиным рылом, выпирающим из пуза.
И, главное, у этих лир.героев, требующих их скушать с потрохами, нет никаких сомнений: а самому-то мне нужна эта дрянь? Не-ет, ни малейшей интенции к росту над собой. Дорожат они своим черным нутром. Для сравнения:

Берегущий меня в метро,
Стерегущий меня в депо,
Кто ты: бес, что стучит в ребро,
Или самый обычный Бог?

Я уже не настолько слаб,
Чтоб не верить твоим рукам,
Но во мне слишком много зла,
Не прощаемого врагам
...


А это Константин Арбенин с его лейтмотивом "по капле выдваливать из себя врага". "Пока кто-то там просто хотел быть любимым - я пытался научиться любить". Совершенно иные внутренние процессы.

Edited at 2016-09-22 10:05 pm (UTC)

Помнится мы с однокурсницей поехали отдыхать на Черное море, в поселок близ Новороссийска. Вечером познакомились с молодыми людьми и пошли в кафе-ресторан. Кафе было центровое, чуть ли не единственное. Там ансамбль играл что-то новенькое, куплет я пропустила, но тут певица зашлась на верхах: "Обезьяна встала утром рано. Обезьяна съела два банана. Обезьяна шла без чемодана. Обезьяна..." (В рот того еблана!)
Я поперхнулась мороженым и покраснела от стыда - такой пошлятины я еще не слышала, остальным тоже было неловко. Мы подумали, что поселковые исполнители, мягко говоря, люди низкой культуры и вкусы у них странные.
По возвращении домой узнала, что творчество Игоря Корнелюка, который уже "прописался" в телевизоре! На дворе стоял 1986 год. Кто ж знал, что он напишет "Город, которого нет")))

мне кажется у Наутилуса есть просто гимн всех психопатов и нарцев. а клип - гимн всех жертв)
https://youtu.be/biOXjF82eAs

Вы не представляете, КАК я с вами согласна насчет именно этой песни.

"Она казалась верный снимок du comme il faut" )))

И если что-то еще можно списать на юношеское не особо осознанное поисковое поведение (тело кричит: "Хочу!" - а душа шепотом прибавляет: "Любви!"), то первый случай - точно нет.

Вообще говоря, справедливо заметили в комментариях, что любят зачастую не глядя. Т.е. понятно, что хотелось бы, чтобы любимый человек был таким-то... А был ли он таким когда-либо или это выдумка - вопрос отдельный. И это расхождение далеко не всегда результат нарциссизма. Жертвы ведь тоже долго потом не могут поверить, что в человеке может настолько ничего не быть, что так вообще бывает! А зачастую бывает именно так. И беда тут в том, что "сам придумал, сам поверил". (Ну, не сам, конечно, а помогли, социализацию никто не отменял.) У меня в свое время была почти экзистенциальная проблема: мне пытались объяснить, что раз меня полюбили, значит, я - идеал :) Парень был замечательный ("таких сейчас не делают"), но я-то понимала, что однажды все-таки выяснится, что я и мой образ - это два разных человека. А плыть абы как по течению, типа, оно само как-нибудь - не захотела. Понимала, что с его стороны впереди шла потребность в самореализации через любовь, т.е. в "любви вообще", а не во мне лично :)

Edited at 2016-09-21 05:51 pm (UTC)

Таня! Именно с анализа репертуара Андрея Губина началась моя журналистская карьера. Помню, что я углядела что-то порочное в его песнях, и мы пару часов говорили об этом с его отцом. :-) А потом вышла газета с моим фото на обложке :-)

А у вас сохранился текст статьи? Может, выложите?

Александр Вертинский. Концерт Сарасате

Ваш любовник скрипач. Он седой и горбатый,
Он Вас дико ревнует, не любит и бьёт.
Но когда он играет концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица, летит и поёт.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать «зеро»...
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюблённый Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с лёгким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась у Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, —
Он играет для Вас свой концерт Сарасате,
От которого кровью зальётся душа!

Увядающей, нищей, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете всё за концерт Сарасате,
Исступлённо, безумно и больно любя!


Re: Александр Вертинский. Концерт Сарасате

В тему о концерте Сарасате мне вспомнился такой эпизод. Мои соседи по даче пустили пожить маму с дочкой на время отсутствия. Дочка учился в ДМШ при Консерватории, мама жила с ней в машине - сами неместные, типа. Вот. Соседи сжалились. К слову, дочка готовилась к какому-то конкурсу и сыграла нам "Чаккону" Витали под открытым небом. Да, акапелла, но это было нечто! Звук витал между яблонь и елей, уходил далеко в небо. Музыка прекрасная! Так вот... Возвращаясь на землю. Соседи попросили, чтобы, если они будут куда-то уезжать, то предупредили бы заранее (там чота с отоплением было связано). Мама с дочкой давно не звонили, трубку не брали, соседи решили проведать. Выяснилось, что парочка укатила в неизвестном направлении, а вся дача засрана под завязку (не буду рассказывать подробности). Вот вам и "Чаккона" Витали.