?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Бесконечная ночь Майкла Роджерса
tanja_tank
На этой неделе я хочу поговорить о любителях жениться «с интересом». Знаете, мне даже жаль богатых и тем более, очень богатых женщин. Сколько же швали, надо думать, крутится вокруг них! Думается, их шанс обрести настоящую любовь вообще стремится к нулю. Бедные богатые женщины...

«Бедная маленькая богачка», - говорил смазливый англичанин без определенных занятий Майкл Роджерс своей невесте Фенелле Гудмен, богатейшей девушке в Америке, которая при этом была добра, умна и любила его. И что она за это получила?..

Роман «Ночная тьма» (Endless Night) — один из моих любимых у Агаты Кристи. К сожалению, я не вижу ни малейшего шанса, как бедная богатая девочка могла бы избежать сетей, виртуозно сплетенных дуэтом психопатов — своего рода виконтом Вальмоном и маркизой Мертей наших дней. Посмотрим, как они это сделали.

...Майкл Роджерс в свои двадцать два сменил кучу работ.

«Я неплохо разбирался в автомобилях, был отличным механиком и умелым шофером. К тому времени я уже поработал конюхом в Ирландии. Потом чуть не связался с торговцами наркотиками, но вовремя опомнился и сбежал от них. Место шофера в известной на всю страну компании проката автомобилей – это совсем неплохо. С учетом чаевых зарабатываешь приличные деньги. И стараний особых не требуется. Правда, порой одолевает скука.

Однажды летом я подрядился собирать фрукты. Платили скудно, но работа мне нравилась. Вообще-то кем я только не работал. Был официантом в третьеразрядном отеле, спасателем на пляже, торговал энциклопедиями и пылесосами, ну и мелочами всякими, работал даже в ботаническом саду, где научился разбираться в цветах.

Но долго я нигде не задерживался. Зачем? Мне многое нравилось, почти все, чем я занимался. Одна работа была легкой, другая потруднее, но меня это не беспокоило. Я не из ленивых. Скорей из непосед. Мне везде хотелось побывать, все посмотреть, все попробовать
.

Я постоянно был в поиске. Да, именно так. Я все время чего-то искал. С тех пор, как я расстался со школой, мне вечно чего-то хотелось, но чего именно, я и сам не мог понять. Меня не покидало какое-то смутное неутолимое желание».

«Непоседливость» Майкла не что иное, как вечное стремление психопата убежать от скуки. "Развлечься" получается только чем-то новеньким, будто то ботинки или живая девушка. Что касается труда, то он Майклу противен:

«Я же работать не хотел – вот и все. Я работу презирал, совершенно ею не дорожил. Считал, что ничего хуже работы человечество не изобрело».

Майкл часто меняет девушек. Он говорит о том, что его к этому побуждает, и мы видим, что мотивация эта - нарциссическая.

«В ту пору я еще ничего не смыслил в любви. Зато недурно разбирался в сексе. Мы – я и мои приятели – понятия не имели, что это такое – когда приходит любовь. Мы были молоды и полны сил, мы глазели на встречных девушек, оценивая их фигуры, ножки, взгляды, брошенные на нас, и думали про себя: «Согласится или нет? Стоит ли тратить время?» И чем больше девушек бывало у меня в постели, тем больше я хвастался. Чем большим молодцом меня считали друзья, тем большим молодцом я считал себя сам».

Девушки быстро «надоедают» Майклу. Что это значит? То, что нарцисс обесценил, а социопата больше «не штырит», ему снова скучно. А, может, это примерно одно и то же. Или, скорее, помесь этих двух эмоций.

«Мне нравились многие девушки, но я все не встречал такой, на которой не задумываясь остановил бы свой выбор. Поначалу девушка вроде очень нравится, а потом с не меньшим удовольствием знакомишься с другой. Девушек я менял так же часто, как работу. Первое время – все замечательно, потом она тебе начинает надоедать, вот и ищешь другую. С тех пор как я бросил учиться, я только и делал, что менял одно на другое».

Как любой «порядочный» деструктивщик, Майкл томится по идеалу:

«Наверное, на самом деле я искал свою единственную – я имею в виду не просто добропорядочную девушку, на которой можно было бы жениться и которая пришлась бы по вкусу моей матери, дяде Джошуа и кое-кому из моих приятелей».

Разумеется, «не просто»! Это было бы слишком скучно и пресно. Естественно, девушка нужна особенная, исключительная в своем роде.

Майкл живет в ожидании неких особенных событий. Он видится себе исключительным, "не как все" - а у такого человека не может быть "обычной" жизни.

«Меня по-прежнему не покидало странное ощущение, словно ожидание чего-то особенного, какого-то предложения или события».

Вполне успешно смешавшись с «бодрыми массами трудящихся», Майкл, тем не менее, чувствует свое изгойство среди «обычных» людей. Его «не понимают».

«Большинство моих знакомых относились к такому моему образу жизни весьма скептически. Они хотели, чтобы я постоянно ухаживал за какой-нибудь одной славной девушкой, накопив денег, женился бы на ней, нашел себе постоянную работу и жил бы припеваючи. День за днем, год за годом, и так без конца, аминь.

Нет, ваш покорный слуга на это не способен! Пресное существование, подкрепляемое системой социального обеспечения в ее недопеченном виде, – это не по мне. Неужто, думал я, в мире, где человек сумел запустить в небо спутник и того и гляди отправится на другие планеты, не найдется ничего, что заставило бы учащенно биться мое сердце! Ради этого я готов был обойти весь белый свет»


Вот! Социопат находится в вечном поиске того, что заставит учащенно забиться его сердце. Нэнси Мак-Вильямс пишет, что этим пациентам не свойственны такие идеализации, как нарциссам — но вот это недолгое учащенное сердцебиение, наверно, и есть некое подобие идеализации в жизни социопата. Когда он думает: вот оно, необыкновенное событие (потрясные ботинки, офигенная женщина), которое сделает мою жизнь веселой, наполненной, яркой!

Но недолго длится… нет, язык не поворачивается назвать это радостью… недолго длится нездоровое оживление. Сердцебиение урежается, и социопат вновь погружается в пустоту и скуку. Существование социопата - это короткие перебежки от одного сердцебиения к другому. А между ними — скука, пустота, почти что небытие. Бесконечная ночь...

Чем, кроме смены девушек, подстегивает себя Майкл? Он играет на скачках, любит прошвырнуться по дорогим магазинам Бонд-стрит.

«Я вообще очень разборчив в одежде. Люблю хорошо одеваться, чтобы производить впечатление».

Потому что...

«Всякому человеку хочется представить себя в лучшем свете. Я пытался делать это еще в школе, да и потом тоже, рассказывая о чем-либо, не забывал нахваливать себя, прибавляя то, чего не было. И мне ничуть не было стыдно. По-моему, такие действия вполне естественны. По-моему, так и надо, если хочешь чего-то добиться. Учитесь выставлять себя в выгодном свете. Люди видят вас таким, каким вы сами себя считаете, а быть похожим на того малого из Диккенса я вовсе не собираюсь.

Помните тот фильм, что показывали по телевизору? Поучительная у них получилась история, должен заметить. Урия — так вроде его звали, — потирая руки, прикидывался скромником, а на самом деле, прикрываясь маской смирения, придумывал всякие гадости и плел интриги. Я не из числа таких тихонь.

Я был не прочь прихвастнуть перед приятелями, мог, не задумываясь, приврать хозяину, к которому нанимался на работу. В конце концов, в каждом человеке есть и хорошее и дурное, и я не понимаю, зачем выставлять напоказ дурное да еще постоянно твердить об этом. Нет, рассказывая про свое житье-бытье, я всегда предпочитал о дурном умалчивать».

Насколько сильно Майкл «умолчал» о дурном, мы поймем лишь в финале книги...

Агата Кристи в который раз проводит мысль, что махровый цветок социопатии распускается еще в детстве. Именно тогда, будучи школьником, наш герой и совершил первое убийство.

«Есть тайны, которыми не хочется ни с кем делиться. Не потому, что это уж такой большой секрет, а просто не хочется вспоминать… Особенно о самой первой. Глупость, конечно, чистое ребячество. Мною овладело страстное желание заполучить первоклассные наручные часы, которые подарили моему школьному приятелю. Как я их хотел! Такие же! Стоили они кучу денег. Ему их купил богатый крестный. Да, мне их очень хотелось, но я понимал, что у меня таких часов никогда не будет.

Однажды мы вместе отправились на каток, хотя лед еще не устоялся. Нет, заранее я об этом не подумал. Просто случилось так, что лед треснул. Я подъехал к приятелю. Он провалился в полынью, но держался за кромку льда, обрезая в кровь пальцы. Я подъехал к нему — разумеется, чтобы помочь ему выбраться, но в ту секунду, когда я был уже рядом, блеснули его часы. «А что, если он уйдет под лед и утонет? — пришло мне в голову. — Это так легко устроить»…

Почти непроизвольно я расстегнул ремешок, схватил часы и, вместо того чтобы попытаться вытащить его, ткнул его голову под лед… И подержал там. Сопротивляться он не мог — ведь он был подо льдом. Увидев нас, к нам подбежали люди. И решили, что я, наоборот, помогаю ему выбраться. Его с трудом вытащили, сделали ему искусственное дыхание, но было уже поздно. Я спрятал обретенное мною сокровище в потайном месте, куда время от времени клал вещи, которые хотел скрыть от глаз матери, потому что она обязательно стала бы допытываться, откуда я их взял».

Заметим: бежал на помощь другу, да вот «невовремя» увидел его часы, которыми страстно желал обладать. И тут же «сориентировался».

Вскоре Майклу опять «подфартило», и снова он «не растерялся»:

«Когда я был в лагере военной подготовки, мы с одним малым по имени Эд очутились в игорном доме. Мне явно не везло, я спустил все, что у меня было, а Эд выиграл кучу денег. Когда перед уходом он обменял все свои фишки, оказалось, что он здорово разбогател. Карманы у него топырились от купюр.

Зависть такая зависть...

И вдруг из-за угла появились двое бандитов и напали на нас. У них были ножи, они ими ловко орудовали. Мне только поранили руку, а Эду досталось всерьез. Он упал. В этот момент послышались чьи-то шаги, и бандиты тут же смылись. И тут я понял, что если действовать быстро... И принялся за дело. И даже не забыл обмотать руку носовым платком, прежде чем вытащить из Эда нож. Потом я ткнул его пару раз в самые уязвимые места, он охнул и отдал Богу душу.

Сначала я перепугался, но тут же сообразил, что все будет шито-крыто. Я даже испытал некоторую гордость, оттого что сумел так быстро разобраться в ситуации и смекнул, что делать".

О да! "Сделать" лоха - это учащает сердцебиение, это то, ради чего стоит жить!

«Бедняга Эд, — подумал я, — он всегда был глуповат». Я быстренько переложил все деньги из его карманов в свои! Вот что значит вовремя смекнуть, как надо действовать. Жаль, что возможности проявить свой талант подворачиваются крайне редко. Некоторые наверняка просто трясутся от страха, совершив убийство. Но я не испугался. Во всяком случае, в тот раз».

Помимо девушек и скачек, Майкл любит заглянуть на аукцион, сделать вид, что интересуется покупкой полотна за 25 000 фунтов или же особняка. Это для него возможность пофантазировать о себе как о богатом человеке и попредаваться грандиозным мечтаниям. На этот раз парень не на шутку размечтался о шикарном авторском доме — в такой дворец он недавно подвозил чету миллионеров.

«Желание иметь дом, прекрасный и удивительный, о котором я и помыслить не смел, возникло у меня именно тогда, во время бесед с Сэнтониксом (архитектор — Т.Т.). Мы предавались мечтам о доме, который он построит для меня. И еще я мечтал, что поселюсь в нем с любимой женщиной и мы, как в детской сказке, будем там «жить-поживать да добра наживать». Все это была, конечно, игра воображения, забава, но она заставляла меня жаждать того, что я вряд ли мог надеяться заполучить.
(...)
Я размечтался. (…) как я куплю Цыганское подворье (заброшенная усадьба с видом на море, которая понравилась Майклу— Т.Т.), поеду к Сэнтониксу и скажу ему: «Постройте мне дом. Я купил участок». И приведу в этот дом девушку, естественно, красавицу из красавиц, и мы будем, как пишут в сказках, «жить-поживать да добра наживать». Да, помечтать я всегда любил».
(...)
Я чувствовал, как во мне нарастает желание и алчность. Мне хотелось бы обладать красивой женщиной и красивым домом, таким, какого нет ни у кого на свете, и пусть в этом доме будет полно красивых вещей, моих вещей. В этом доме все будет принадлежать мне».

И вот парень с таким «послужным списком» и с такими ориентирами встречает некую мисс Грету Андерсен. Они с первого взгляда понимают, что «одной крови».

«Я был целиком во власти Греты. Она обладала необыкновенной женской притягательностью. Я сходил по ней с ума, с трудом себя сдерживал.
(...)
С первой же минуты нашего знакомства Грета поняла, что я собой представляю. Мы никогда не имели никаких иллюзий относительно друг друга. Она рассуждала точно так же, как я, у нее были те же желания, что и у меня. Мы хотели завладеть миром, не меньше! Мы хотели чувствовать себя счастливее всех на свете. Мы хотели удовлетворить все наши честолюбивые замыслы. Мы хотели жить, ни в чем себе не отказывая. Я вспомнил, как излил ей душу во время нашей первой встречи в Гамбурге, рассказывал о своих ненасытных желаниях. От нее не нужно было скрывать моей чрезмерной жажды удовольствий. Ей была свойственна такая же жадность».

Грета откровенно спрашивает Майкла, случалось ли ему уже убивать. Поколебавшись, он подтверждает ее догадки. Оказывается, что у Греты есть план, как им обоим стать «счастливее всех на свете». Она уже несколько лет работает секретарем-компаньонкой при богатой наследнице Фенелле Гудмен. Разумеется, за миллионершей, которая вот-вот отметит 21-летие и получит право распоряжаться своим огромным состоянием, зорко следят. Проходимцу вроде Майкла Роджерса к ней не приблизиться. Если бы не пособничество Греты…

Она ненавязчиво возбуждает в Фенелле (Элли) желание стать свободной и самой строить свою жизнь. Мол, для этого надо приобрести поместье в Англии и поселиться там, подальше от алчных родственников.

И вот в некий день и час Элли оказывается на Цыганском подворье, которое выставлено на продажу. Надо ли говорить, что «чисто случайно» там появляется и Майкл. Романтичная встреча в уединенном месте, ощущение ее судьбоносности (иллюзия которой, мы знаем, как создается), наигранная робость симпатичного юноши, никак не осмеливающегося пригласить Элли на свидание… О, конечно же, он «не подозревает», что перед ним наследница миллионов!

А теперь скажите, имела ли Элли хоть один шанс устоять перед Майклом?..

Примечательно, что Майкл не испытывает ненависти к Элли. Но он спокойно живет с ней целый год, зная, что она обречена, и что они с Гретой устроят ее смерть при первом удобном случае. Он даже пишет, что «с ней я чувствовал себя счастливым, как ни странно это звучит теперь. Очень счастливым».

Но разве можно останавливаться перед таким пустяком, как жизнь хорошей, доброй и любящей девушки? Если их с Гретой ждут великие дела. Если им суждено стать «самыми счастливыми»…

В день убийства у Майкла приподнятое настроение. Он покупает Элли подарок, зная, что она никогда его не увидит. Он с аппетитом обедает в трактире с местным жителем, а сам так и светится. Вот они, острые ощущения! Вот она, сладость близкого триумфа, без пяти минут сбыча мечт!

(на фото - Грета (слева) и Элли)

Но стать «самыми счастливыми» у шустрых ребят «почему-то» не получается. Возвратившись из Америки с похорон Элли и став богатым вдовцом, Майкл… убивает Грету. Вот так социопат в самый последний момент обесценивает и рушит почти построенное «счастье», ради которого принес столько жертв.

Ведь что мешало по-социопатически же кинуть Грету? Мол, спасибо, что организовала мне такой брак, а теперь давай, до свиданья. И сбылась бы его давняя мечта о житье в шикарном авторском доме (а Сэнтоникс таки построил его для молодой пары) с «любимой девушкой», «красавицей из красавиц».

Ах, Элли оказалась не такой девушкой? Слишком "обыкновенной", а «счастье» рисовалось с «необыкновенной женщиной» Гретой? Но почему в какой-то миг это долгожданное счастье вдруг перестало быть таковым? Отчего обнулилось?

«Я встал. Подошел к ней. Я любил ее. Да, я все еще ее любил, вернее, меня все еще к ней влекло. Любовь, ненависть, влечение — в сущности, разве это не одно и то же?»

(«забавные» проекции! Нет, Майкл,не одно и то же. Далеко не одно и то же…)

«К Элли я никогда не испытывал ненависти, но Грету я ненавидел. Я наслаждался этой ненавистью, я ненавидел ее всем сердцем, которое было переполнено неистовым желанием, и это желание сулило ни с чем не сравнимое удовольствие. Я подошел к ней вплотную.

— Грязная стерва! — выкрикнул я. — Проклятая золотоволосая стерва! Тебе тоже грозит беда, Грета. Берегись меня, понятно? Я научился получать удовольствие от убийства. Я радовался в тот день, зная, что Элли упадет с лошади и умрет. Я ликовал в то утро в ожидании смерти, но еще никогда я не предвкушал убийства с таким удовольствием, как сейчас, потому что у него совсем другой привкус. Я хочу не просто знать, что кому-то предстоит умереть от проглоченной за завтраком пилюли. Не просто столкнуть в карьер жалкую полоумную старуху. Я хочу приложить собственные руки.

Вот теперь испугалась Грета. Грета, которой я принадлежал с тех пор, как встретил ее в Гамбурге, ради которой, прикинувшись больным, бросил работу. Чтобы остаться с ней. Да, тогда я принадлежал ей и душой и телом. Но не сейчас. Сейчас я принадлежал только себе. Я уходил в другие владения, к той, о которой мечтал».

(о чем он, а? «прозрел» насчет своих чувств к Элли?)

«Да, Грета испугалась. Мне было страшно приятно видеть ее испуг, и я стиснул руки у нее на горле. Да, даже сейчас, когда я сижу здесь и пишу о своей жизни (должен заметить, что это тоже чрезвычайно приятное занятие), рассказывая, через что мне пришлось пройти, и какие чувства я испытывал, и о чем думал, и как обманывал каждого встречного, — да, даже сейчас, описывая этот момент, я получаю удовольствие. А когда убил Грету, я был поистине счастлив…

Я хотел написать, как все произошло, как все случилось. Я хотел объяснить, что я чувствовал, о чем думал. Чем больше я думал о себе, тем больше мне казалось, что это будет интересно всем. Потому что я человек незаурядный. Я по-настоящему яркая личность, совершившая очень дерзкие, недоступные бездарям поступки».


Кстати, мне совсем не понятна беспечность Греты. Беспредельная уверенность социопатки в своей ловкости, хитрости и власти над Майклом? А не было бы этой зашкаливающей самоуверенности, глядишь, и хватило бы осторожности, как минимум, не оставаться с таким человеком в уединенном месте тет-а-тет...

PS Посмотрите, как работает социопат, точно знающий, что ему нужно от жертвы. Следом за Обольщением идет Соковыжималка, когда он получает все, что планировал, после чего жертва утилизуется.

Это может быть сделано даже вполне "бережно" - по меркам социопата, конечно. Майкл, например, целый год "любил" Элли, а утилизовал ее очень "экологично" - так, что она не испытала никаких душевных страданий и вообще не поняла, что с ней произошло и кто это организовал.

В следующем посте я расскажу о трех братцах, которые женились и женились, и каждый раз на самых богатых женщинах...

сначала по сюжету Люк О'Нил из "Поющих в терновнике" вспомнился. Хотя он-то не убивал никого как раз...
а роман этот упустила, думала, все перечитала у Агаты Кристи:(

хм, интересно, может, у Греты этой тоже были такие мысли? Замуж, а мужа - в печку.

Думаю, у Греты были именно такие мысли. Если бы она могла сама жениться на Элли,она бы обошлась без "посредника" :)

Как бы ни "сотрудничали" социопаты, один в итоге все равно сливает другого. Кот Базилио накостылял Лисе Алисе, Вальмон обнародовал "шалости" маркизы...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Вот "Зло под солнцем". Уехали бы тихо. Так нет, надо было напоследок выпендреж устроить, в белых костюмах продефилировать, обдать общество презрением...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
ой а я эту книгу читала
^___^

И как она вам? Мне прям очень. Хотя часть поклонников Агаты Кристи ворчит, что типа это и не детектив, и скучища, и вообще они убийцу сразу вычислили )))

Мне вспомнился роман Аллана Силитоу "Начало пути". Вот, там такой же герой-социопат... И тоже нашёл себе пару-социопатку. Правда, они потом, вроде, поженились, я не помню. Надо бы перечитать.

Читать не читала, но смотрела эту историю в сериалах про Агату Кристи. На самом деле снято было очень интересно. Весь фильм был как бы от лица главного антигероя, но про все его жуткие поступки зритель узнавал только в конце. Очень мерзкое послевкусие осталось...

Хорошая экранизация? А как найти эту серию, не знаете?

Вообще-то богатые вращаются в кругу таких же богатых. И женихов находят как правило среди своих

Вот именно, что без пособничества Греты фиг бы состоялась эта романтишная встреча...

"Красавец-мужчина" Аполлон Окаемов никак не мог найти входа в общество миллионерши Обалдуевой, которую жаждал охмурить.

Даниэла Стил, По велению сердца - классическая история про нарца и его жертву. От и до.

я 20 томник моей обожаемой Кристи раза три перечитывала!))

А эта вещь вам понравилась? У меня самые любимые - "Приближаясь к нулю" (Час ноль) и "Убийство по алфавиту".

Получается, что Кристи хорошо знала психологию психопатов. Я раньше много ее читала, но эту вещь видимо нет. Очень интересный обзор.
Я знаю парочку социопатов совсем юную, обоим не старше 23х лет. Они в криминале не замешаны конечно, возможно пока что.
Парень скинул с должности одного человека и потом через год мне рассказывал, что ходил к гадателю и просил помочь ему "приподняться". Занял он должность того человека самым подлым образом и теперь дико боится, что с ним кто то проделает то же самое. ( Он боится, что это могу сделать я и постоянно очерняет меня за спиной).
Как то раз я спросила его любит ли он свою сестру он просто выкрикнул "Нет, я никого не люблю", потом вдруг затих и начал перечислять, что ну конечно же он уважает маму и жену любит, жена же все таки. А спрашивал я про любовь из-за его сестры, которую он гнобит, сестру он не перечислил. Женушка его молодая девица такая же, если не хуже, потому что в их паре она на вершине.
Иногда он вдруг подходит и начинает говорить, что он знает, что мы все его ненавидим, просто мы лицемеры и гнилые люди. в такие моменты мне становится ужасно противно. Я его презираю конечно и стараюсь держаться подальше. Но меня злит,что это существо проецирует на меня свои гнилые эмоции и мотивы.
Часто от него слышу, что не знает ,что такое любовь, говорит, что привязан к жене, но не любит. Говорит, что при случае любой бы совершил подлость ради выгоды. Мечтает о свалившихся на голову больших деньгах. При этом очень работоспособный и талантливый в работе.

Дополню: никогда не идет на конфликт с начальством и даже на просто прямой разговор. Всегда пытается подбить кого то или отмалчивается.

Мне кажется, что перевод "Бесконечная ночь" или "Бесконечная тьма" - был бы лучше.

Ведь с такими людьми реально наступает - ночь без конца.

Там эти слова в стихотворных строчках повторяются: "Люди явятся на свет, а вокруг - ночная тьма".
"Бесконечная тьма", наверное, и правда точнее по смыслу, но, видно, переводчику ее было не впихнуть в строку стиха.

Интересно, а "от любви до ненависти один шаг" не нарциссами придумано?

«Я встал. Подошел к ней. Я любил ее. Да, я все еще ее любил, вернее, меня все еще к ней влекло. Любовь, ненависть, влечение — в сущности, разве это не одно и то же?» ---------------- как это может быть одним и тем же? Непостижимо.

Всё очень просто: в предвкушении убийства у него встал член.

Я вообще очень люблю Агату Кристи. Ее детективы -это прежде всего очень интересные психологические исследования, много живых, интересных, настоящих персонажей.
Очень интересна книга "Объявлено убийство", на меня она произвела большое впечатление. Главная героиня - вот кто она? Годами выдавала себя за умершую сестру, и чтобы скрыть свою тайну, пошла на убийства. Но изначально она была задавлена жестоким, психопатичным отцом, который не давал ей лечится. И "убийство по алфавиту", там сама сцена, где Пуаро осматривает дом убитой старушки - она до слез.Настолько сильное ощущение, что вот жила женщина, была молода, хороша собой, а потом..насколько беспросветная и пустая в общем-то жизнь хорошего человека.

О, Шарлотта Блэклок... Тоже хотела о ней написать, что в общем ее даже местами жалко. Думаю, для этого Кристи и описала убийство ею умственно отсталой Эми Мергатройд, чтобы Шарлотту не было возможности оправдать (как она убила мерзкого воришку и как фактически устроила мисс Баннер эвтаназию, ведь та была уже на пороге последней стадии Альцгеймера).

Кстати, в первоидее этого романа, рассказе "Лекарство для мисс Марпл", муж не убивает сообщницу, а просто обманывает ее. Т.е. обещает жениться на ней, ради чего она ему помогает, но не женится. (Причем поскольку сообщница сама замужем, предполагалось еще убить ее мужа?)
Рассказ 1942 года, роман - 1967.

«В ту пору я еще ничего не смыслил в любви. Зато недурно разбирался в сексе. Мы – я и мои приятели – понятия не имели, что это такое – когда приходит любовь. Мы были молоды и полны сил, мы глазели на встречных девушек, оценивая их фигуры, ножки, взгляды, брошенные на нас, и думали про себя: «Согласится или нет? Стоит ли тратить время?»

Быший перверзник рассказывал такое слово в слово. Он, будучи холостым и одиноким, женщин не считал за людей, но секса хотелось, и он 1-2 раза в месяц шел в бар с конкретной цель. - на сегодня снять девушку. Заходил в бар и оценивал только с точки зрения "сегодня даст или не даст". Говорил - никогда не ошибался. Если в течение часа девушка не оправдывала надежд, переключался на другую. Потом не помнил ни лиц, ни имен.