?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
От жертвы до мучительницы. История в трех картинах (Окончание)
tanja_tank
Вниманию комментаторов! Если вам нечего сказать героине кроме того, как осудить или обругать ее - пожалуйста, воздержитесь от этого. Я публикую эту историю, чтобы обсудить феномен "перевертыша" и вместе подумать, насколько возможно "самовправление", если человек хочет этого и осознает свои проблемы.

Картина вторая.
Я мудак, причем мудак-лесбиянка


После Славы смотреть на мужиков мне было просто противно. А так как во время замужества я много времени проводила в интернетах и стала прокачанной по модным веяниям, то решила, что теперь мне прямая дорога в лесбиянки.

К тому моменту мне уже шел двадцать второй год, я заканчивала институт и работала в госструктуре. Я снова начала заниматься спортивной стрельбой и добавила к ней рукопашный бой, на который ходила вместе с братом. Думала: если теперь какой-то мудак попытается меня избить, он сильно пожалеет. Наивная! Я еще не понимала, что маятник качнулся, и все вот эти мои изменения - показатель того, что теперь - я агрессор.

Таню я нашла на работе. Ей было тридцать, выглядела она еще старше, и видимо была настоящей, корковой лесбиянкой, которая жутко скрывалась от начальства и родни. Я подумала: нужно проверить, достаточно ли я пришла в себя после Славы. Могу ли я начать новые отношения. И стала бомбардировать Таню цветами и подарочками, рисовала ей смешные картинки, рассказывала ей всякие смешные истории из детства.

Потом поведала ей о Славе. Помню, я пустила слезу, когда рассказывала ей об аборте, хотя на самом деле считала это лучшим выходом из ситуации. Таня обняла меня и сказала: бедная моя, я тебя не дам никому обидеть. Тогда я как-то очень холодно подумала, что отношения - отличная штука, когда злодей в них ты.


В образе бедненькой жертвочки

Я не знаю мотивов Славы, что он хотел от меня, почему себя так вел. От Тани я хотела живого тепла. Когда оно было мне нужно, я приезжала к ней и требовала секса, гулянок, подарков.

Моя зарплата колебалась на уровне трех-пяти копеек, Таня получала больше, к тому же, у нее были какие-то накопления. Я не очень-то оценивала тогда, что и зачем я делала. Просто когда мне было одиноко, я шла к Тане. Чтобы она меня кормила, развлекала и любила. Я же так нуждалась в этом, я же до сих пор была морально униженная Славой. Я заслуживала своих поблажек и вот этой нетребовательной любви.

Когда Таня хотела какой-то отдачи, мне становилось физически обидно: это же не она прошла через ад, какого хрена она требует любви от меня?! Я начинала плакать и говорила: ты ведешь себя, как Слава. Пожалуйста, не надо, мне страшно!

Тогда она снова начинала няшкать меня, заваливать подарками, а я очень быстро сообразила, что Слава и образ бедненькой жертвочки - отличная индульгенция. От всего.

Я читала, что нарциссы специально дают жертве почувствовать свою зависимость от домашнего упыря - вовсе нет, я пропадала из жизни Тани не специально, а только когда она мне надоедала. Просто выключала телефон и шла тусить с институтскими друзьями. Да, у меня стало все хорошо. Учеба, спорт, отношения с мамой и братом, все было на высоте. Сейчас я думаю, что я вампирила Таню и за счет этого преотлично жила.

Я не знакомила ее с друзьями, причем в открытую говорила ей: ты что, хочешь, чтобы они знали, что я живу со взрослой лесбиянкой? Это же повредит моей карьере! Причем я не хотела ее обидеть специально, честно. Мне просто было абсолютно все равно. Я же правду говорю: она действительно лесбиянка, выглядит не айс, а я - потрясная красотка на старте жизненного пути.

Плохо с ней, плохо без нее

Постепенно Таня стала требовать взаимности более жестко. Первая влюбленность, видимо, прошла, и она увидела во мне некоторые неприятные (ха-ха!) черточки. Она жестко потребовала либо переехать к ней, либо оставить ее в покое. Мне этого очень не хотелось, и я пообещала, мол, после диплома, мне нужны комфортные условия, чтобы его писать. Я надеялась, что до защиты она обо всем забудет, но не забыла, пришлось придумывать новые отмазки. Жить с ней я не хотела по одной простой причине: Таня была женщиной, я вообще не рассматривала наши отношения, как серьезные.

Но постепенно я попала в некую странную, нездоровую созависимость. Через год после начала отношений с Таней у нас было уже штук сто эпизодов ссор и типа-расставаний. Больше половины инициировала она, и если в течение следующих суток моя девушка не прибегала мириться (обычно случалось именно так), это делала я. Я не любила Таню, она разражала меня, мне было некомфортно с ней... и очень плохо без нее. Сейчас я понимаю, без Тани мне было просто некого жрать. Я слишком любила маму и брата, слишком хотела казаться милахой перед друзьями и коллегами. А качнувшийся маятник требовал кого-то с аппетитом кушать.

Наверное, если бы свою семейную жизнь со Славой я проработала бы с хорошим психологом, ничего этого бы не было. Но вместо психолога я выбрала Таню, издевалась над ней и мстила ей за то, как поступил со мной Слава.

Не могу сказать: прощай

Когда мы отмечали вторую годовщину наших отношений, я поняла, от Тани надо уходить, я превращаюсь в бывшего мужа. И с этого момента я начала издеваться уже над нами обеими. Уходила от нее. Возвращалась. Ссорилась. Мирилась. Уже на полном серьезе обвиняла свою девушку в том, что она ведет себя, как Слава - она не отпускала меня.

Я заметила, что мне нравится хватать ее за руки и до синяков сжимать Танины запястья - именно так любил делать мой муж. Этот ад, в котором я больше не хотела быть злодеем, продолжался еще больше года. Я говорила Тане: я плохая, я не люблю тебя, я убиваю тебя и твою самооценку, отпусти меня. Она плакала, устраивала истерику, я получила очередную дозу ее эмоций и ненадолго все снова становилась вроде как хорошо.

При этом я начала откровенно презирать свою девушку: как она, взрослая, умная тетка, могла наступить на те же грабли, на которые могла польститься только восемнадцатилетняя девчонка, которой я была в замужестве?..

Примерно в то же время я поступила на вторую вышку и сменила работу. Я реже виделась с Таней и могла более объективно оценивать свое поведение. И эта объективная оценка была очень нелицеприятной. Быть жертвой, на самом деле, проще: у тебя есть некий социальный кредит сочувствия. Быть агрессором, если ты осознаешь, что ты агрессор и мудак - гораздо хуже. Из первого моего ада меня вытащил брат, из второго я могла вылезти только сама.

Я начала читать про абьюз, и поняла, что насилие родило насилие, Слава сделал несчастной меня, а я - Таню. Это не оправдывало меня, но хоть что-то объясняло. Я решила, что этот узел надо разрезать, и ушла от своей девушки. Хотела без объяснения причин, а получилось - со скандалом и вынужденными оговорками про "не точку, а паузу" и про "в любом случае, мы - друзья". (Потом эти оговорки нам обеим еще не раз вредили, когда Таня пыталась восстановить наши отношения или я звонила ей; лучше бы мы сразу вдрызг разругались).

Несколько месяцев после у меня была настоящая ломка. Мне стоило огромного труда не вернуться к Тане, я звала ее на посиделки на новой работе, иногда звонила ей просто без повода. При этом я не хотела новых отношений, но мне просто важно было знать, как она живет. Без каких-либо причин, просто так. Эти пинги были эмоционально тяжелы для нас обеих. Я понимала, что живу неправильно.

Апофеозом стало то, что у меня совершенно неожиданно начались новые отношения, с коллегой по работе. Я сказала Тане, что у меня появился парень, случился безобразный скандал. Это было то, чего нам так долго не хватало. Я перестала звонить Тане, а она мне. С нашего последнего разговора прошло около года, я не знаю, где она и что с ней, но искренне надеюсь, что у нее все хорошо, и она не запустила эту порочную эстафету дальше.

Картина третья. Я учусь не быть мудаком.

Сейчас мой маятник вроде как остановился в точке покоя. Но я постоянно контролирую себя. И тот самый парень, на сегодняшний момент - мой муж, бедняга, с этим живет. Ахахах, я заставила его прочитать про абьюз. Я рассказала ему про мои два ада. Без подробностей, конечно, я даже здесь не все написала. Я попросила его говорить, если он заметит во мне приметы жертвочки или мудака.

Надо сказать, что побитые жизнью так и притягиваются друг к другу. Первой женой моего мужа была весьма душная мадам, хотя и далекая от меня на пике нарциссической карьеры;)

Мы вместе полтора года, женаты несколько месяцев. Я очень люблю мужа. Я люблю, когда он радуется подаркам, вкусному ужину, новым шторам, которые я втихаря шила у мамы во время ремонта. Я люблю обнимать его, когда он спит, и особенно, когда он, не просыпаясь, поворачивается ко мне и обнимает в ответ. Я, черт возьми, начала кататься на лыжах с ним, хотя лыжи со школы ненавидела их.

Теперь в нашем доме часто звучит что-то вроде: "Чувак, ты одет, как колхозник. Ох, прости, это обесценивание. Мне не нравится, как ты одет, но если тебе комфортно, я потерплю". По вечерам у нас проходят сеансы взаимного вылизывания. Мы говорим друг другу, какие мы классные, умные и красивые;)

Я не знаю, войдет ли такой самоконтроль в автоматизм, или мне вседа придется контролировать себя, как бывшему алкоголику, которых не бывает. Для меня сложно держаться в средней точке, не подкладываться под любимого и не подкладывать его под себя. Тот опыт, что я пережила, я не пожелаю никому, поэтому бежать от домашних уродов стоит на самой ранней точке. Потом - не выберешься и потащишь это зло дальше.

...Я думаю, что ОНО всегда сидело внутри меня. Я любила и люблю человеческое внимание и высокую оценку. Просто неплохое воспитание и адекватная внешняя среда (а до смерти папы наша семья была крепким тылом для всех четверых), долгое время держали это говно в узде. Сначала это было неосознанно, по-детски, вроде как "хочешь супер-похвал - заслужи их, чтоб вот прямо супер было". Потом, после Славы, это вырвалось наружу. И теперь я учусь быть человеком более... осознанно что ли.

Я не хочу, чтобы вы или читатели думали, что я впадаю в самоуничижение. Наверное, если бы не мой детский брак, я всегда была бы неплохим человеком - именно в силу того, как прошло мое детство. Просто в экстремальной ситуации, как это нередко бывает, оказалось, что я... ну... не особо морально устойчивая. Я в ней проявилась, и проявилась далеко не милахой. Я внезапно задумалась о своем отношении к людям, а это как задуматься о том, как ты ходишь. Довольно мучительно, и сразу забываешь, как именно делаешь шаг.

Мне кажется, нас много таких - достаточно хорошо воспитанных и недостаточно сумасшедших, чтобы упасть в клинику, о которой пишут девочки, не дать возможность проявляться говну внутри себя. Это постоянная работа над собой...


  • 1
"он взял свой максимум, ему больше не надо, так никто и не требует..."
- Так проблема-то как раз в том, что требуют свыше максимума, который человек может и хочет взять. Если бы не требовали, проблем не было бы.

С музыкой у меня то же самое - я выучилась в ДМШ, а вторым образованием закончила муз-пед (был у меня такой заскок), но больше чем слушателем не стала (зато научилась понимать сложный музыкальный язык). Но были предметы, которые мне нафиг не были нужны, и которые я в рамках школьной программы освоила на "отъе...ись". В общем, пришла к выводу, что если информация мне нужна, я и сама её найду, и не надо лишним меня насиловать.

"Те люди "почему-то" не считали, что им дали лишнее, заставили зря что-то в голову запихивать..."
- С тех пор, надо сказать, объём информации, который считается "необходимым образовательным минимумом" возрос в разы. И не за счёт действительно необходимых знаний.

Да, это - проблемища. С нее мы, вроде и начали? А если такой подход взять, да отменить?
Так больше, чем на "от...сь" - никто и не требовал никогда, на самом деле. Не двойка - и ладно. Просто наше поколение очень прессовали поступлениями в ВУЗы, при котором общий балл аттестата играл важную роль. А так, минимальную базу ведь усваиваешь, даже просто спихивая что-то на натянутый трояк. А для той самой системы - именно этот минимум и важен. Остальное - да, справочники знают.;-)
Прижиточный минимум и сейчас:
- русский, чтобы подписывались в ведомостях не крестиком
-арифметика, чтобы сдачу в магазине сосчитать могли
- информатика, чтобы соцсетями пользовались
- ОБЖ, чтобы кухонным ножом насмерть не резались
-много-много физкультуры, чтоб уставали и на хулиганство сил не оставалось.
В общем, 4 года и будя, дальше - бери поднос или фигачь на завод в ученики (что куда перспективнее, кмк)
Что сфера обслуживания, что продажи, что подавляющее большинство офисной работы большего не требуют, остальное- коммуникативные навыки, набираемые на месте. Либо- пресловутая креативность, которая должна сама вывести на результат (ну, выходим на улицу, смотрим внимательно на львиную долю рекламы, ржем или плачем - ад либитум)
В общем-целом, идеальная потреблядушко выдет. Без мозгов, с того - готовая -купить-разделить в порыве просто что угодно. Очень удобненько...для власть имущих паразитов. Которые в Европе как образовывали потомков самым классическим образом (тех, кто тянет, конечно, есть и школы для дурочек, аналог институтов блаародных девиц), так и продолжают. Инфа, если что - из первых рук. У уже бывшей знакомой сын в Итоне (обреченный на участь грандиоза, походу, с того и расплевалась с его матушкой). У евгенически отобранных "избранных" - свои причуды, ага, но вот конкуренты из низов им на фиг не нужны. Низам - облегчение программ, развлекательное обучение, узкая специализация. То, что у нас с восторженным придыханием называют "западное образование".
Да! Даже такое плевое дело, развлекуха по сути, как поход на концерт академической музыки - зачастую требует изначальной подготовки. Иначе скорее всего человек услышит "сумбур вместо музыки" и продолжит оглоушивать себя попсой, щекочащей нервишки (ну, эту попсу мы только что разбирали, с ее совершенно социапатической подкладочкой-то). Опять же, ВСЕ выпускники итонов-фигитонов имеют музыкальную подготовку, весьма неслабую, позволяющую понимать сложную музыку.
Вроде, сейчас в Англии пытаются подвинуть уже реально выродившийся контингент супер-пупер заведений (туда же с улицы - ни за какие деньги не берут, только тех, кому происхождение позволяет). Открываются аналогичные, с теми же программами, для всех, кто хочет и может. Характерная подробность - не шибко дорогие. Хотя и в Харроу, и в Итоне многие учатся за символическую плату, а то и бесплатно (по результатам вступительных экзаменов). Но там одна форма стоит, как троллейбус, т.е. имущественный ценз все равно - весьма высок.
В 20-е многие шли гораздо дальше рабфака. Но и те, кто не продолжил учебу (моя бабка, например, заразилась туберкулезом, куда тут учиться, с открытой формой до каверн?). Но они как-то вот понимали, что пням по невежеству молиться и лаптем щи хлебать - минусовое удовольствие в сравнении с состоянием хотя бы минимально грамотного человека. Две бабушкиных сестры - пошли в медицину после рабфака, стали прекрасными специалистами. И интересы у них были куда разнообразнее, чем у многих современных людей. Потому что да, изначально все это - разве что в самых роскошных снах снилось: читать толстые книги, понимать, как работает электроприбор, да хоть мочь обсчитать строительство дачного домика...

Мне, как сотруднице крупного завода, крайне неприятно встречаться с брезгливым отношением к людям рабочих специальностей. Для работы на современных станках четырёх классов недостаточно, но, допустим, достаточно восьми (математика, физика, химия, программирование, черчение). И ничего страшного в том, что человек будет работать у станка, я не вижу. Проработает ли он там всю жизнь или станок станет отправной точкой для начала карьеры - дело десятое. Труд слесаря, токаря, оператора - почётный и уважаемый, и не менее важен чем труд инженера или руководителя. Скажу более того, на нашем предприятии есть руководители отделов на инженерных должностях, не имеющие высшего образования (а некоторые даже и среднего - послевоенное поколение, надо было зарабатывать деньги). И ничего. Любят свою работу, много читают, по профессиональным вопросам заткнут за пояс иного выпускника Бауманки.

Всю рекламу вместе с креативностью, кстати, - фтопку. Властьимущие паразиты попадают власть имеют не по причине образованности, а по причине наличия связей, семейного капитала. Им не нужны никакие конкуренты, да нормальный человек и не станет с ними конкурировать: зачем встраиваться в систему, которая гнилая по своей сути? Менять надо всю систему, а не лезть наверх по головам. Менять - в том числе и неприятием навязываемых ценностей, отказываться уважать людей за наличие власти, проявлять неприятие и в идеале - сепарироваться от них.

"Даже такое плевое дело, развлекуха по сути, как поход на концерт академической музыки - зачастую требует изначальной подготовки. Иначе скорее всего человек услышит "сумбур вместо музыки" и продолжит оглоушивать себя попсой, щекочащей нервишки"
- А чем попса в потребительском плане хуже академической музыки? Слушатели в любом случае выступают потребителями, как ни крути. Так какая разница, что слушать? Какая разница, что потребляет потребитель - щи лаптём или сёмгу с фамильного блюда?

"Две бабушкиных сестры - пошли в медицину после рабфака, стали прекрасными специалистами".
- Ну, так давайте и ограничим базовое образование чем-нить аналогичным рабфаку. А остальное люди сами по жизни доберут - кто в медицине, кто в журналистике, кто в строительном деле.

Я-то как раз уважаю людей, работающих руками. Очень. Гораздо больше, кстати, чем тех, кто сознательно получает ненужный диплом, чтобы потом в офис побогаче попасть на легкую работу и большое бабло (знакомые преподы, а их у меня- немало, жалуются: студенты, если пытаться принимать экзамен по уму, целыми потоками так и говорят, не мучайте нас зазря, нам ваша спецуха - ехала-болела). Но почему рабочих нужно оставлять полудураками - не понимаю? Вон, моему сыну и его соученикам в колледже дали прогу физматшколы наших времен- чем это плохо? Да, отсев был серьезный, многие не смогли усвоить. Но бляха-муха, это же будущие строители! И знание литературы (да, поверхностное, и что? Знание же) - им явно не вредит. Мой сыночка - типичный технарь, не особо любит читать. Но когда его препод на первом курсе навел на Оруэлла - у парня было просто потрясение, катарсис, прорыв Неделю ходил ошарашенный, реально!...Вообще-то искусство - оно и эстетику воспитывает (неотчуждаемая функция), и чувства облагораживает. Тем и лучше академическая музыка дешевой ум-ца-цы, которая только одурманивает ритмом и льет в уши патоку, и хорошая литература - плохой. Опять же, кроме развлекухи и потребления, существует...сотворчество. Станиславский это называл "третьим планом спектакля", но - се приложимо и в другим искусствам. Мальчик, взахлеб проникшийся книгой, прочувствовавший и продумавший ее - уже сотворец, а не потребитель и не убийца своего времени. Девочка,у которой слезы на глазах при прослушивании "Реквиема" - тоже. Что можно насотворять совместно с пресловутым Стасиком Михайловым, кроме пьяной бабской истерики? Пустота, увы, порождает только пустоту.
С сильными мира сего - все несколько сложнее (опять же, инфа из первых рук): среда - да, формируется с подготовительных школ, связи налаживаются. А вот капитала может вовсе не быть. Но при прочих равных академически, шдубоко и широко образованный человек - оказывается умнее того, кто получил более фрагментарную картину мира. Ситуативно - да, временно возможно, но изначально преимущество всегда на стороне того, кто больше понимает. Нормальный человек может быть не глупее готового психопата (аристократическое воспитание издревле на это и заточено, вообще-то и эти традиции - не пресекаются, в Итоне и Харроу по-прежнему есть карцеры, а уж КАК там прививают, чуть не насильно, снобизм! Со свистом-с!)? Запросто! Но борьба не на равных - обречена...Вот очень жаль, что я не могу рассказать про этих "сильных" (ну, не мои тайны, нельзя так...). Если вы подумали, что я перед ними приседаю - это не так. Я от них в самом настоящем ужасе (при том, что меня лично никто не обижал, хватило наблюдений за их обыденным поведением)! Но зато знаю реальную картину (широчайшим мазком, конечно). ЭТО - может быть побеждено только при наличии тех, кто получил сравнимое по интенсивности образование, но при этом - не был искалечен нравственно, при чем таких людей - должно быть немало.
Хммммм...Насчет рабфаков...Ну, в наше время можно было через пень-колоду закончить 8 классов и идти в ПТУ (где программу 10-летки все равно давали, пусть и без огонька...), а дальше - каждый сам решал, идти дальше или оставаться работать. Сейчас - да, сложнее: профтехобразование пока что лежит в руинах.
А "что-то типа рабфака с минимумом" ьез продолжения (ну, загулял 15-летка на гормонах, заленился, и прохлопал шансы ушами) - кого в современную жизнь выпустит? Мойщиков вокзальных туалетов и тех, кто там за копейки проституцией станет подрабатывать? Вам людей, которые по подростковой дури учиться бросят, не жалко? Опустившись на дно - очень трудно всплывать.((( Проверено - на себе и на других в 90-е.
А вот про рекламу - согласна. Да только вот, чтобы она загнулась, нужно, чтобы работать перестала (капитализм на дворе таки...). А это возможно - только через все то же образование масс, без которого критичность мышления - не прирастет...

А разве "без образования" = полудурок? Если человек хочет учиться, есть разные формы получения образования. У нас на предприятии действуют программы повышения квалификации, целевой подготовки специалистов разного уровня (с отрывом и без отрыва от производства). Получил необходимый минимум, встал к станку, а дальше выбор за тобой: хочешь - тупо деньги заколачивай, хочешь - образовывайся постепенно.

Вот, Вы пишите, что в колледже многие отсеялись, не смогли усвоить программу физматшколы - получается, что этих ребят оставили полудурками, специально искусственно завысив требования.

Против эстетического воспитания ничего не имею, но почему оно такое бессистемное? Дайте детям основные базовые знания по эстетике. Эстетические категории, закономерности восприятия - вот, где это всё в школьной программе? Нету этого! Вместо этого просто дают окрошку и из понадёрганных откуда ни попадя артефактов разных искусств. То есть необходимого минимума не дают, зато разной нелогичной случайно подобранной фигнёй пичкают.

Дайте минимум, каркас, в том числе и по гуманитарным наукам! Остальное мы сами доберём.

Что касается музыкального языка - это отдельная тема. Музыкальное искусство, как никакое другое, развивалось двумя путями: элитарное и массовое. По мере усложнения элитарного музыкального языка затруднялось восприятие музыки неподготовленным человеком. Почему бы СНАЧАЛА не рассказать об этом, а ПОТОМ уже предоставить выбор: детка, оно тебе надо? Ну, это примерно как знать эсперанто - вроде, ничо плохого в этом нет, но знание больно специфическое. Одним людям ближе эмоциональное воздействие через аудиоканал, другим - через визуализацию, третьим - через текст, четвёртым - через пластику. Человек не обязан и, скорее всего, в среднем, не может владеть одинаково хорошо языками всех этих каналов. Достаточно получить общее представление обо всех, а углублённо изучать избранные.

"Ситуативно - да, временно возможно, но изначально преимущество всегда на стороне того, кто больше понимает".
- Образование не даёт понимания. Иначе все сплошь выпускники вузов становились бы классными специалистами. А это далеко не так. И критичности мышления образования не прибавляет.

Я не против образования, я против обязательности всеобщего образования в той форме, которую мы имеем сейчас. Я ни дня не работала по специальности (ни по одной, ни по второй), у меня нет журналистского и филологического образования. Но я делаю свою газету и выпускаю альманах. И, вроде, у меня неплохо это получается.

"Но борьба не на равных - обречена..."
- А не надо ни с кем бороться. Как говорил мой дед: не играй в ИХ (в чужие) игры, будь собой, будь специалистом в той области, которая тебе интересна, и тогда с тобой будут считаться. Так и есть.

"загулял 15-летка на гормонах, заленился, и прохлопал шансы ушами"
- Почему прохлопал? Ну, получит он образование не сразу после школы, а через десять лет после её окончания - что в этом такого страшного?

Не равно, а он и есть.((( На вашем предприятии - все очень неплохо, судя по описанию. Есть возможность получить ЗНУ (Знания - Навыки - Умения).
А если бросить человека с минимумом, без возможности роста??? Пусть вкалывает...
В колледже у сына многие отсеялись, и это, на мой взгляд- ПРАВИЛЬНО! В данном случае это - строительство, но где угодно существует реальная профнепригодность. Ах, кому-то обидно, что его выгнали? Простите, но когда потолок падает - человеку, купившему квартиру за большие деньги - не только обидно, но еще и очень больно, если балка дала по башке...Возможно, вы существуете в другой парадигме, но мне вот важна не самореализация каждого, а все-таки удобство для всех...
Насчет эстетического воспитания могу только идиотски задать встречный вопрос - а что у нас нынче системное-то? Все полимеры давно в унитазе.(((
Про музыку - да, все верно. И? Искусств - много, все каналы можно подключить. Не делают!
Образование - это именно (!!!) понимание. Все остальное- профанация! Та самая, о которой вы( и не только вы!) пишете, как о почти изнасиловании (совершенно справедливо).
И да, конечно, возможно, возделывая свою лужайку, можно изменить мир. Хотелось бы в это верить...Правда,знания мешают (а не потому ли они, типа, и не нужны, что не дают поверить в Утопию, кстати). Давайте жить своей, при чем- весьма неприметной, жизнью, и мы - однажды победим? А с фига ли???? Все-таки причинно-следственных связей никто пока отменить не смог. Без причины (реальной) - какое, нах, следствие???
Ваша личная успешность в делах, которые вы не изучали подробно, держится все-таки на том, что вы...изучали другие вещи основательно. Нас таких, в возрасте 40+ - вся страна, вообще-то...На том и выстояли, что грамотного народа хватило, походу...
Грм-грм-грм...Насчет учебы в 30+...Вы много видели тех, кому оно- не вынужденная мера, ради диплома (то есть - опять же профанация)? Я работаю не на заводе, но вижу, что нынешнее позднее образование - это пллный и безоговорочный пиздельфанс, простите). Не говоря уже о том, что многие вещи вообще лучше закладывать в голову как можно раньше, потом -они могут уже банально не зайти.

Что значит "бросить человека с минимумом, без возможности роста???"? Тащемт человек сам кузнец своего счастья: хочешь расти - учись, расти. Понятно, что возможности не у всех одинаковые, но представлять трудоспособных людей какими-то безмозглыми малышами, которых можно "взять и бросить" как-то странно.

Вот, видите, когда "у сына в колледже" отсеивают других ребят - это ПРАВИЛЬНО, это строительство. А когда могут отсеить тебя лично или того, в ком ты заинтересован, то нельзя "бросить человека с минимумом, без возможности роста". Двойные стандарты.

"а что у нас нынче системное-то?"
- О чём и речь. Системный кризис образования. Вместо того, чтобы давать компактно систематизированные азы, пихают бессистемную окрошку - чем больше, тем лучше. И Вы этот принцип почему-то поддерживаете, типа "знаний мало не бывает". Ещё как бывает! И речь о том, что количество впихивается в ущерб качеству.

"Давайте жить своей, при чем- весьма неприметной, жизнью, и мы - однажды победим?"
- А потому что нужно с реальностью дружить, начать с осознания ограниченности своих возможностей и постепенно работать над тем, чтобы эти границы расширять. А не наоборот. И почему Вы решили, что наша жизнь "весьма неприметна"? Моя, к примеру, вполне себе приметна, во всяком случае, на уровне родного города.

"Грм-грм-грм...Насчет учебы в 30+..."
- Вы писали выше о 15-летнем парне с гормонами. 15+10 = 25. Самое время для обучения. Откуда взялся 30+? Но и в 30+ люди вполне себе способны осознанно получать знания, которые считают для себя необходимыми. Не ради диплома.

Я вот родилась в стране, где почти любое (кроме совершенно штучных факультетов в столичных универах, который тогда были блатными) образование было доступно каждому и реально зависело только от него самого. И считаю это правильным подходом. Извините, но сейчас несколько иная картина.
А вы и другие оппоненты вообще предлагаете сделать образование как можно менее обременительным.
А с чего вы взяли, что я сочла бы неправильным отчисление за неуспеваемость собственного ребенка? Отнюдь!Кому-то вообще-то придется жить в тех домах, которые эти ребята будут строить. Давайте еще предложим неуспевающих хирургов не отчислять или хотя бы стоматологов. Вообще-то общее образование у нас заканчивается на 11 классах, дальше- специальное. Чтобы профессию иметь и мочь в ней работать.
А как может стать приметной жизнь человека, который ничего вообще про окружающий мир не понимает? Не про вас речь, и вообще не про тех, кто сперва все получил (наше поколение - вообще-то еще и на халяву), а теперь, продолжая вовсю юзать имеющуюся базу, думает, как бы сделать так. чтобы следующим поколениям поменьше досталось. Вам жмет образование? Нет. И мне - не жмет. А вот его отсутвие - жмет тем, кому оно недоступно, и часто - очень сильно.
Чтобы учиться самостоятельно, нужно сначала научиться...учиться. И да, с возрастом это делать сложнее, и потому что голова уже не та, и семьями большинство обзаводится. Кроме того, самостоятельно можно стать очень мало кем, творческие и неглубокие гуманитарные дела, пожалуй, еще худо-бедно возможно одолеть. Ни тезхнические. ни естественные профессии на самообучении недоступны. И слава Богу! Я бы не хотела лечить зубы у самоучек, например.

Я тоже в той самой стране родилась. И у той страны была своя специфика, обусловленная не только субъективными (свойственными этой стране) факторами, но и вполне себе объективными: научно-технический прогресс за 20 лет совершил глобальный скачок, особенно в сфере информационных технологий. Раньше, чтобы получить какие-либо специфические сведения, нужно было ехать в библиотеку, искать литературу (и не факт, что она в данной библиотеке была, и не факт, что к этой информации был свободный доступ), поэтому многие знания полезно было держать "у себя в уме". Сейчас такого рода информацию можно найти в один клик - зачем её в голове держать?

"А вы и другие оппоненты вообще предлагаете сделать образование как можно менее обременительным".
- Совершенно верно. Необременительным и доступным.

"А с чего вы взяли, что я сочла бы неправильным отчисление за неуспеваемость собственного ребенка?"
- Ну, отсюда и вывод: селекция в области образования неизбежна. Кому-то по силам освоить вузовский курс в полном объёме, а кому-то достаточно школьного минимума. И в этом нет никакой трагедии. Среди строительных специальностей можно выбрать по душе: нужны и архитекторы, и инженеры, и прорабы, и каменщики, и грузчики.

"Чтобы учиться самостоятельно, нужно сначала научиться...учиться".
- Именно этому и надо учить в школе. Не пытаться впихнуть в детей разрозненные факты, а учить анализировать и систематизировать - а именно этим школа как раз и не занимается (во всяком случае, в моё время занималась достаточно слабо, а сейчас, насколько я могу судить, ситуация ухудшилась в разы).

"Ни тезхнические. ни естественные профессии на самообучении недоступны".
- Расскажите эти сказки нашим начальникам бюро, которые не имеют инженерных дипломов и до всего дошли своим умом.

Как систематезировать, отбирать, анализировать и проверять результаты нажатия этих 4-х кнопок, если навыки не сформированы Никто не рождается, уже умея пользоваться горшком и надевать ботинки. Все наши ЗНУ, от самых простых до самых сложных - результат тре-ни-ро-вок. Не говоря о том, что память, внимание и пр. процессы - тоже нуждаются в развитии. Без этого...ну, грохнули у нас уровень, и? На дворе 21-й век, а то мудроженственность, то уринотерапия, то астрология какая - вербуют себе адептов, массово! Не говоря о закредичивании населения за гланды, которое суть- добровольное рабство, да еще на крайне невыгодных условиях (но проценты еще многие могут сами обсчитать). Сплошные издержки, вообще-то.
Против селекции никто и не думает выступать. Я против минимизации обязательного. Иначе можно ведь дойти до ручки и точки, задавшись вопросом: а на фига будущему грузчику вообще уметь читать и писать? По вашей логике, кстати, совершенно не за чем выходит. По моей - чтобы его выбор профессии был добровольным.
Ваши начальники бюро САМИ все придумали? У них не было наставников, они не читали книг, каждый закон физики открывали самостоятельно??? ВУЗ вообще-то для знаний всегда был в надцатом смысле. Там - методологию давали. И да, приходся на работу, выпускники первым делом слышали пожелание выкинуть именно знания из головы. Зачем их ими мучили? Чтобы на модельке - вложить в голову те самые методы, которые и нужны специалисту. А так да, есть диплом или нет - совершенно неважно. У нас разработчик был, старик глубокий, засекреченный со времен СССР и по сей день. Среднее спец образование. Остальное- у старших подрезал, в процессе работы. некоторым и это удается. Но что на гениев и талантов-то равняться? Инженеров нужно больше. чем рождается ярких дарований. Чай не актеры какие, которых всегда в избытке.

Я всё толкую о том, что образовательные программы изначально устроены дефектно. Вместо того, чтобы давать обзоры всех областей знаний и фундаментальный методологический каркас каждой из них, детей пичкают знаниями бессистемно. И Вы считаете: и пусть пичкают, и чем больше, тем лучше. Я - за то, чтобы научить ловить рыбу спиннингом. Вы - за то, чтобы напихать рыбы как можно больше, всякой, разной, а спинниг поиметь - ну, уж это кому как повезёт.

"а на фига будущему грузчику вообще уметь читать и писать? По вашей логике, кстати, совершенно не за чем выходит".
- Это Вы уже фантазируете. По моей логике: грузчик должен себе представлять, какие отрасли знаний бывают и иметь необходимый минимум знаний в основных областях.

"Ваши начальники бюро САМИ все придумали? У них не было наставников, они не читали книг, каждый закон физики открывали самостоятельно???"
- Мы о вузовском образовании говорим, нет? Я утверждаю, что человек, стремящийся к знаниям, в состоянии сам освоить образовательную программу в том объёме, который ему необходим, в том числе - в объёме вуза (в технической области это проще всего). Либо, убедившись в необходимости занятий под чьим-либо руководством, пойти этим путём.

Так...Я вообще-то начала разговор с программ, в которых эта системность - безупречна. То есть, с программ школ для будущей элиты (будь она неладна). Которую, повторяю, не каждый ребенок может одолеть. Умная детская голова - вмещает практически любой объем хорошо систематизированных знаний. На выходе - человек с огромными преимуществами, в сравнении со столь же сообразительными, но плохо ученными. Как и менее одаренный ребенок (и даже ребенок с проблемами), который выходит из элитной школы - имеет преимущества перед своим уровнем. Абсолютно незаслуженное, что и подбешивает.
О нашем нынешнем образовании - можно только горько плакать. Если в бытность моей подруги студенткой они сдавали третий язык (спихивали просто, конечно), зная только несколько слов в предложении, и заслуженно получали хотя бы трояк, то ее нынешние стьюденты умудряются в первом языке, который, вроде, учат с пеленок,засесть, имея предложение и честно выписанные ВСЕ слова со всеми значениями. Они - тупые? Нет. Просто теперь цель школы - сдать ЕГЭ, а понимать даже вот такие вещи, уже необязательно. Вообще-то это...страшно.
Объем этого минимума- каков предлагаете? Мы вообще-то только о него и бьемся. По мне так, советская восьмилетка - уже недурна была бы. Но лучше ее, конечно, апгрейдить поближе ко времени.
Мы говорим о том, что важно наличие образования в голове, а не место его получения, кмк. На производствах всегда отлично учили тех, кто мог научиться.


  • 1