?

Log in

No account? Create an account

Перверзные нарциссисты, психопаты


Previous Entry Share Next Entry
Социопат нечаянно нагрянет... (Две зарисовки из повседневной жизни)
tanja_tank
Каждый день до меня доходят вести об очередных художествах деструктивных людей. И я говорю не о ваших письмах. Эти вести мне приносят знакомые, бесконечно далекие от нашей темы и искренне считающие, что нарцисс - это тот, кто часто смотрится в зеркало, а социопат - это тот, кто бегает с ножом по улице.

...Вот к знакомой бабушке пришел симпатичный паренек из соцзащиты, а после его ухода она не нашла на столе двух пенсий: своей и соседкиной.

Вот после долгого отирания во властных коридорах на родной завод вернулся владелец, экс-депутат, ныне оказавшийся не у дел. За два месяца наворотил столько дел, что разгребать и разгребать. Тут же сбился график выдачи зарплаты, рабочим срезали расценки, случился массовый исход толковых управленцев, подрядчики отозвали два крупных заказа... Разрушать - не строить.

Словом, мы можем быть трижды осторожными, не верить в любовь с первого взгляда и родство душ, "ликвидировать всех подруг", как Людмила Прокофьевна, смеяться в лицо сладкоречивым зазывалам в финансовые пирамиды и на бесплатные сеансы по уходу за кожей, но это не спасет нас от деструктивных воздействий. Социопат нечаянно нагрянет, когда его совсем не ждешь.

Публикую две зарисовки из недавней почты.

Случай 1.

Года 3 назад подруга заказала себе кофту в магазине, доставка почтой. Ждет-ждет, нет смс, что пришла посылка. Звонит на почту, а ей говорят: так уже забрали такую посылку.

Она пришла выяснять - у них в базе была другая девушка с таким же именем и фамилией, с другим номером телефона, вот ей пришла смс. И она пришла и забрала.

Звонит подруга ей и говорит: "Ведь вы ничего не ждали и не заказывали, зачем забрали чужую посылку?" А та отвечает: "А за то, что наезжаешь на меня, вообще не верну вещь!"

Так и не вернула.

Случай 2.

В выходной день мы с мужем и ребенком пошли пообедать в ресторан. Место было выбрано случайно - понравилось заведение, мимо которого проходили, и мы зашли.

У порога встречал персонал, энергичный официант сразу окружил нас вниманием: посадил за удобный стол, стал заигрывать с дочкой, а главное, объявил, что у них сегодня акция «Дети кушают бесплатно». Он начал много рассказывать про акцию, что вот, дескать, вы можете выбрать для ребенка все, что угодно, «но без фанатизма», добавил он и засмеялся.

И хотя манера общения официанта была несколько навязчивой (лично для меня), но не такой уж редкой для людей этой профессии. Да и выходной день способствовал: посетителей было крайне мало, работы немного.

Мы сделали заказ, и ребенку выбрали немного - закуску и десерт. Официант стал предлагать взять бургер, как основное блюдо. Я ответила, что дочка столько не съест.

Дальше началась обычная трапеза. А официант продолжал себя вести весьма игриво, особенно с дочкой, задавал вопросы, высказывал пожелания, но все проходило в вежливой форме, поэтому я списала эту манеру поведения на то, что такой вот официант общительный. Муж заметил: «Сразу видно людей, у которых есть свои дети», - имея в виду попытки установить дружеский контакт с ребенком. Но мне подумалось, что не очень-то похож этот парень на счастливого отца.

Теперь я понимаю, почему я так решила. У нас есть друзья - многодетные отцы, и я бы не сказала, что даже, будучи с нами в приятельских отношениях, они пытаются как-то привлечь внимание нашего ребенка. Им и своих хватает. А здесь, в ресторане - это работа, а ребенок - быстрый способ расположить к себе родителей.

И вот, когда дочка доедала блюдо, а мы ожидали счет, к нам подошла миловидная девушка. Она не представилась, но по манере поведения я поняла, что это была менеджер зала, и спросила, все ли нам понравилось и что кушала наша дочь. Спросила она не напрямую, а как-то между делом. Мне не запомнился сам вопрос, но он был так поставлен, что пришлось перечислить то, что ела дочь.

Выслушав нас, девушка пожелала приятного аппетита и удалилась. Муж потом сказал, что подумал, она опрашивает посетителей ресторана для выявления предпочтений в блюдах у детей. А мне вопрос показался каким-то нелогичным, зачем спрашивать то, что можно посмотреть в форме заказа.

Буквально через пару минут подходит наш официант со счетом и чуть слышным голосом говорит мужу, что, дескать, понимаете, нас плохо кормят на работе, поэтому он включил в счет еще бургер из детского меню - все равно же мы отказались. И, что если подойдет к нам девушка и будет спрашивать про заказ, чтобы мы подтвердили, что этот бургер действительно заказывали.

От неожиданности муж сразу же согласился, но сказал, что девушка к нам уже подходила. Официант ушел, а когда вернулся для расчета, победно сообщил, что больше нас никто беспокоить не будет, дескать, девушка побоится еще раз к нам подходить.

Все произошло настолько быстро, что мы с мужем немного растерялись. «Человек есть хочет, нам не сложно помочь», - сказал муж. «Вообще-то, это обман своего работодателя, как ни крути, - ответила я, - если не устраивают условия работы, ищи другие, а не хитри с посетителями. И нас в это зачем-то втянули».

И тут у меня появилось понимание, что все это обходительное поведение официанта было не более, чем хорошо спланированным действием, нацеленным на определенный результат - войти к нам в доверие и воспользоваться им с выгодой для себя.

Я покидала ресторан с неприятным осадком на душе и мыслями, что могла бы реально сделать, чтобы воспротивится манипуляции. Официант воспользовался расслабленностью посетителей, мы были не готовы к подвоху и не сказали ему «нет», а надо было бы.

Кстати, тот официант больше у нашего стола не появлялся. Посуду убирал уже другой официант, что не удивительно. Деструктивные типы ничего не делают просто так...

PS Предлагаю поделиться своими историями мимолетных столкновений с манипуляторами любых уровней.



  • 1
>Смысл в том, что если вас вежливо попросили - это не означает, что вы автоматом обязаны согласиться, просто по факту вежливой просьбы. Вы можете сказать и "нет" - и это не должно вызывать у просящего негатива.

Отказ в ответ на вежливую просьбу как правило вызывает у просящего негативные переживания - так уж человеческая психика устроена. Вопрос только в том - выражать ли этот негатив вслух или промолчать. Так что тут скорее вопрос сдержанности. Я бы не стала всех несдержанных пенсионеров и матерей с детьми в социопаты записывать.

Это я не про вас сейчас - вы этого не делаете. Я про ту ветку в целом. Как-то слегка напрягла эта легкая раздача диагнозов. Прошу прощения, если слишком резко высказалась.

Когда я начинала водить, я регулярно просила. То просила пропустить меня, то просила помочь припарковаться. На отказы реагировала спокойно. Не пропускают, не помогают - человек в своем праве, попрошу следующего. Что со мной не так? ))))

Вы не сравнивайте - поворотником помигать на выезде и обратиться к человеку лично, вежливо объяснив причину просьбы. Во втором случае отказ обычно воспринимается болезненно.

Хотя отказ помочь припарковаться тоже должен быть неприятен. У меня такого просто не было - я когда начинала парковаться, ко мне со всех сторон помогатели бежали, даже просить никого не приходилось )))

Впрочем, у начинающего автолюбителя очень быстро толстая шкура отрастает - там действительно, если на все реагировать, с ума сойти можно :)


А я окно открывала и словами просила, объясняя, что я неопытный водитель да к тому же девочка ))
Это сейчас поворотником мигаю и лезу, если есть возможность.

Если мягко отказать, все нормально. Даже, если человек не готов к моему отказу, то его самолюбие не страдает, а это важно.

Видимо, вы правы. Подозреваю, что я эти мягкие отказы просто не запоминаю - ну отказал и отказал, делов-то. Запоминается, когда это в какой-то неприятной форме было сделано. Обычное "нет" ведь тоже можно по-разному сказать.

Да, наверно)). После этого обсуждения я точно заострю своё внимание на вежливых отказах.

Наверно, вы даже и не воспринимаете их как отказы, потому что они выражены в мягкой форме, с приведением уважительных причин и извинением, что вот так.

Но, конечно, есть в жизни случаи, когда отказ должен звучать именно категорично и без объяснения причин.

Согласна с вами, если меня просят пропустить, а я реально не могу по личным причинам. Я объясняю, что очень хочу, но не могу. Редко люди обижаются.
А если не спешу, то иногда сама предлогаю мамам с детьми. Или подростку с колой перед кассой, если у меня полная тележка продуктов. Приятно, делать приятно))

Смотрите, одно дело, когда человек расстроился, что его просьбу не выполнили, тут каждый человек вправе испытывать любые эмоции, а другое дело - когда человек возмущен отказом, считает что сам факт просьбы дает автоматическое исполнение.
Т.е. по сути не дает другому человеку права выбора. Решает за него. А просьба - это фикция, для исполнения социального ритуала.

Так об этом и речь, что человек может в определенном состоянии души и рассудка выразить свое огорчение в форме возмущения. И это не делает его социопатом. В моих глазах это делает его невыдержанным человеком, не более того.

Хотя, согласна, что социопатов среди таких "несдержанных" гораздо больше. Но, если всех записывать в социопаты по таким мелким поводам, как возмущение в ответ на отказ выполнить просьбу, можно паранойю заработать. Или отрастить на себе белое пальто на все случаи жизни. По принципу, раз все кругом социопаты - что с ними церемониться?

Татьяна в каком-то из постов писала, что не стоит слишком уж отращивать броню - она делает нас психологически неповоротливыми (не ручаюсь за дословность цитаты). У меня сложилось мнение, что некоторые себе как раз такую броню отрастили.

Огорчение в форме возмущения имеет инфантильные корни. Почему у детей истерики, когда им отказывают купить игрушку? Именно поэтому. И в норме подразумевается, что со взрослением человек менее трагично начинает переживать отказ, идёт более глубокое понимание коммуникативных процессов. Но жизнь показывает, что есть люди, застрявшие в этой фазе.

Значит, я застряла в этой фазе)). Я была очень возмущена, когда соседка рвала мои цветы под моими окнами. И на отказ остановиться, я возмущаться стала только сильнее.

Может, отращивание брони это временное явление, как считаете? Или человек больше её не снимает на всякий случай. Можно ли назвать бронированного человека как нескомпенсированного?

>Можно ли назвать бронированного человека как нескомпенсированного?

Скорее, декомпенсированного. Но это естественное явление после травмы.

Насчет продолжительности не знаю. Лично мое мнение (не претендую на истину), тут все зависит не столько от глубины травмы или лабильности психики, сколько от того, мешает ли человеку эта психологическая защита. Если броня не мешает, человек ее вряд ли ее когда-нибудь снимет. Как в анекдоте про очень толстого человека, приговоренного к казни на электрическом стуле:

Толстого мужика приговорили к казни на электрическом стуле, а он в него не влезает. Посадили на диету - поправился на 10 кг. Стали давать только хлеб и воду - ещё 10 кг прибавил. Оставили одну воду - ещё плюс 10 кг. Не выдержали:
- Да что же ты гад, никак не худеешь то?
- Мотивации нет...

(Deleted comment)
  • 1